Мои статьи

(ниже вы найдете список статей на разные темы, нажимайте на заголовок и раскроется содержимое, приятного чтения)

Терять себя, чтобы сохранить себя

   Может случиться так, что у нас нет рецепторов к чему-то, чего у нас раньше не было. Например, к хорошему отношению, к предложению помощи, к заботе, к теплым словам, к вниманию ненасильственному. Как если бы в ткани нервной системы не сформировались структуры, сети, связи, воспринимающие "другой опыт". Опыт, который сам по себе обычный, "нормальный". Как если бы нервная система формировалась как-то так, как счас, долгое время находясь в определенных условиях, в которых такое формирование было необходимым, жизненно-важным.
И человек может чувствовать себя "странно" в относительно безопасной обстановке, среди обычных людей, которые имеют положительные намерения.
Быть "на чеку", "в бдительности" к тому, что вокруг, потому что ТАК случилось, что в этом этот человек стал "силен", есть этот навык. Он когда-то помогал выживать, адаптироваться, ориентироваться там и тогда.  И, возможно, яркие события, эмоции, переживания, какие бы ни были "позитивными" или "негативными"- любые эмоции большой интенсивности "захватывают" и выводят из равновесия, привнося оттенок неспокойствия и неконтролируемоти, страха "потерять себя".
    А человек научился "терять себя". Потому что там и тогда это был единственный способ справиться с тем, что пугало и повергало в ужас. Это ни хорошо и ни плохо, это то, что долгое время помогало жить, сохраняя себя.
Парадоксально, правда?
Терять себя - чтобы сохранить себя.
---
Как тебе сейчас живется? Есть ли места , где ты можешь быть собой?

Где тебе безопасно?

Есть ли любящие глаза, руки, голоса, которые могут тебя увидеть, урыть, сказать доброе слово? Какие отношения у тебя с собою сейчас?


------------------
  Чтобы узнать /воссоздать правду своей жизни, историю того, что случилось раньше и как справлялся(ась), и как это влияет на тебя сейчас- требуется большая смелость и готовность. Готовность встретиться лицом к лицу к правде, к тому что было так, а не по-другому. Что если было насилие- это было насилие. Что если было отвержение, буллинг, неглект- это было так.

  Что если кто-то не любил, то не любил. В какие-то периоды жизни не любил, не смотря на то, что были моменты, когда любили.
После определения того, что ЭТО было, начнется горевание и разные стадии его проживания. Это будет горевание для исцеления. Когда слёзы, выплаканные столько, сколько нужно, будут появляться реже, станут появляться без захвата всего существования, без затягивания в воронку боли. Слёзы станут целебными, облегчающими, прикасающимися к зажившим ранам своей соленостью, но не обжигающими.

  Мир не лишён ненависти и насилия.
Будет происходить то, что затронет твои собственные раны, и если ты прикасался (ась) к ним раньше, пробуя их исцелить, аккуратно обрабатывать и относится к ним бережно, ты сможешь увидеть точку, в которой тебе придётся сделать выбор: продолжать (стать проводником) насилия или нет.

Пост-интенсивское (ББИ-2023)

Наблюдения за процессами и людьми на Большом Белорусском гештальт интенсиве (2023). Я думаю, это небольшой "кадр"/"кадры" из большой жизни людей вообще..

- кто-то первый раз в шоке от интенсивности процессов, от встречи со своими убеждениями о себе, от встречи с собственными чувствами, которые сложно вербализовать и называть. И тут в работу включаются таблички с чувствами. Соприкосновение с чувствами люди называют как "растапливание". Слёзы текут от проявления себя настоящего, без "цензуры"/роли. Теплые и приятные чувства от другого, теплые слова порой как в солнечный день оттаивают что-то внутри, и люди порой плачут от того, что им приятно слышать о себе.
- люди плачут от горевания по ком-то, кого или что утратили. От соприкосновения с болью внутри. Эта боль невсегда видна, невсегда даже ощутима. И к ней приближаться порой невыносимо, и тогда люди "уходят" в злость, недовольство, в то, чтобы увидеть что-то и на это направить свою "скапливающуюся" энергию внутри.

- люди пытаются и стараются называть свои внутренние процессы и быть понятными другому в том числе и через метафоры.. какого-то блюда, животного, и таким образом есть возможность прикоснуться к их опыту.

- люди находят себя "вовлечёнными" на внешнее, на других, на то, куда их приглашают, зовут, привлекают и в этом они обнаруживают себя "в разобранности" от себя.

И пытаются, пробуют, стараются найти баланс между погруженностью во вне и внутрь в себя.

- люди злятся друг на друга и не подпускают близко к себе, от внутреннего ужаса или ярости на что-то , что затрагивает их глубоко внутри. И от страха потерять контроль/стыда/страха отвержения или поглощения не делают шаги навстречу, выбирая оставаться в "знакомом" состоянии/положении вещей.

- люди говорят, выделяют слова, эмоции, ощущения, показывают жестами свое состояние, потом выдыхают от обнаружения спокойствия внутри.

- люди пробуют прикасаться друг к другу словами, замечанием чего-то в лице, одежде другого, в его поведении. Прикоснуться к другому через другого, через свои проекции о нем.. люди хотят к людям.
- люди плачут от горевания по ком-то, кого или что утратили. От соприкосновения с болью внутри. Эта боль невсегда видна, невсегда даже ощутима. И к ней приближаться порой невыносимо, и тогда люди "уходят" в злость, недовольство, в то, чтобы увидеть что-то и на это направить свою "скапливающуюся" энергию внутри.

- люди пытаются и стараются называть свои внутренние процессы и быть понятными другому в том числе и через метафоры.. какого-то блюда, животного, и таким образом есть возможность прикоснуться к их опыту.

- люди находят себя "вовлечёнными" на внешнее, на других, на то, куда их приглашают, зовут, привлекают и в этом они обнаруживают себя "в разобранности" от себя.

И пытаются, пробуют, стараются найти баланс между погруженностью во вне и внутрь в себя.

- люди злятся друг на друга и не подпускают близко к себе, от внутреннего ужаса или ярости на что-то , что затрагивает их глубоко внутри. И от страха потерять контроль/стыда/страха отвержения или поглощения не делают шаги навстречу, выбирая оставаться в "знакомом" состоянии/положении вещей.

- люди говорят, выделяют слова, эмоции, ощущения, показывают жестами свое состояние, потом выдыхают от обнаружения спокойствия внутри.

- люди пробуют прикасаться друг к другу словами, замечанием чего-то в лице, одежде другого, в его поведении. Прикоснуться к другому через другого, через свои проекции о нем.. люди хотят к людям.
- люди молчат, смотрят на огонь, поют любимые песни. Кто-то из бардов тихонько рукой, на гитаре играет и вместе сидят люди темною ночью порой.

Засор в квартире & засор в психике

Если представить, что дом (квартира) – это психика.

В квартире есть ресурсы. Ресурсы квартиры (психики), которы используются: вода - для приготовления пищи, электричество – для подогрева пищи, пользования техникой и т.д. Отопление и другие блага.

Что-то из ресурсов находится в тесной связи с другими системами (водоснабжения, элексросвязь и т.д.) Надо что-то делать, чтобы ресурсы обеспечить в квартире. Также как и в психике- ресурсное состояние, чувства можно получить, что-то делая и/или через взаимообмен.

В квартире есть система отвода «отходов». И то, что непригодно – удаляется из квартиры. Что-то можно удалить самим: вынося мусор. По аналогии - в психике человек может от чего-то сознательно отказываться, с чем-то не соглашаться и не «брать» себе.

Что-то в квартире "убирается" в рамках канализационной системы – мы вряд ли часто обращаем на это внимание, пока всё работает: оно "как бы само работает» и не привлекает к себе дополнительного внимания. И в психике тоже есть вещи, которые перерабатываются мозгом самостоятельно, бессознательно, без нашего участия. Особенно во сне.

Что происходит , если случается в квартире "засор"? Как вы это замечаете? Появляется неприятный запах, вода сливается плохо. Может быть и вовсе застаивается. Хорошо, если есть вантуз и можно при «первых признаках» поработать над засором – и это поможет. А можно не замечать, или замечать , но откладывать. Жить с засором. Ведь это до поры до времени некритично. Однако, рано или поздно, надо будет что-то сделать. Либо самостоятельно (хотя – нужны соответствующие знания, инструменты). .. Либо вызвать сантехника.

Что делает сантехник ? (из своего опыта, отмечу, что специалист специалисту- рознь). Кто-то поверхностно осматривает место засора. Локально проводит необходимые манипуляции и уходит. Кто-то смотрит на систему водоотвода «шире», распознавая «специфику» канализационной сети. В доме может оказывается, что трубы где-то образуют «перекресток» - что само собой «уязвимое» место для засора.

Ну так вот ,если засор есть – его прочищают, используя свои «инструменты»- зонды, так и «ресурсы квартиры» - ту же самую воду.

К чему здесь психика?

"Засор"- непереработанное психикой событие, травма, непрожитые переживания;

Запах, неспускаемая вода – симптомы (психосоматические или психологические- то, что вызывает дискомфорт);

Место засора - время, когда это непрожитое или травмирующее событие возникло (может быть несколько засоров- «травм»)

Поиск засора – поиск травмы, непержитого состояния, то есть «локализация» причины какого-то симптома.

Прочищение засора – работа с непрожитым опытом, травмой, направленная на помощь в переработке психического материала с использованием специальных техник (инструменты), опираясь на ресурсы (обязательно на ресурсы и восполняя ресурсы).

И по аналогии с "специалист специалисту рознь" - в помогающей профессии неизбежен фактор личности терапевта, отношения, мастерства и тд.

Что же дальше?

Почистили "трубы", поработали с прошлым опытом, местом психологической травмы... После работы с психологической травмой, симптомом, событием всё только начинается.

Возьмем промежуток времени до «проработки травмы*» и после. Живет себе человек ДО. Потом случается событие.

*в данном примере под травмой имею в виду то, что превышало возможности психики человека переработать случившийся опыт, который в большинстве своем мог повлиять на других людей, если бы они оказались в подобной ситуации. А также повлекший симптомы и дезадаптацию организма.

Так вот.. После случившегося опыта что-то в человеке меняется: поведение, чувствительная сфера, телесные реакции или когнитивные процессы. И человек живет с этим… живет. Когда-то замечает и понимает, что что-то дискромфортно, или с чем-то не хочет жить дальше. Или без чего-то. И идёт к специалисту.

Пока специалист найдет причину – пройдет какое-то время (пока сформируется доверие и картина более полная появится). С течением времени наступает момент обнаружения причины – травмы. Дальше - работа с этим событиемопытом. И …. Тут важный момен, на мой взгляд. Если прошлый опыт переработан, симптоматика уходит. Начинается самое интересное..

Что делать дальше?

Большое количество энергии уходило на «удержание» травматического опыта, а теперь она в свободном плавании.

Более того, в связи с тем, что некий опыт имел место быть – сформировались определенные паттерны поведения, привычки, определенный стиль коммуникации с людьми. Смыслы.

Когда этот опыт проработан, далее надо находить новые смыслы. Переживать период «растерянности», возможно «опусташенности» , «дезориентации». Требуется время на перестройку и период "реабилитации".

© Т.Г. Райман, 2021. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Всё ли мы можем контролировать у себя

Часть 1: управление восприятием
Многие причины нашего поведения не осознаются: часто это связано с уровнем, степенью осознанности человеком и открытости к восприятию целостного опыта (чувства, ощущения, мысли). Бывают случаи "тоннельного" взгляда на ту или иную ситуацию (поведение) в виду какой-то травматической ситуации в прошлом опыте. В этом случае специалист может помочь увидеть ситуацию в более широком контексте, помогая наращивать уровень осознавания.

Если бы все причины поведения были осознаваемы человеком самим, не было бы смысла в существовании профессии психологов-психотерапевтов.

Когда происходит нечто, что пугает (но не угрожает непосредственно жизни):

  • кто-то может не придать значение этому, может быть «все равно»;
  • кто-то может осознавать и понимать, что ничего страшного не случается;
  • кто-то может НЕ знать, но оценить обстановку, увидеть, что он (-а) стоит, двигается, что-то делает, видит, дышит – то есть продолжает ЖИТЬ.
И тут меня «уводит» в размышления о важности точки приложения ВОСПРИЯТИЯ человека и от того, насколько присутствует способность эту «точку» изменять (переключаться между тем, что происходит внутри или вокруг, или какие есть мысли на этот счет).

Потому что, когда в одном аспекте «сложно», «загорелась лампочка» - ресурс, опора может быть найден в другом . Пример: если что-то происходит внутри = можно посмотреть вокруг и оценить обстановку вокруг, порассуждать об этом (проанализировать) и наоборот.

Невсегда этот навык есть, иногда «расстроен» механизм управления восприятием (в виду разных историй, отношений, травм). И тогда этот механизм можно настроить. Хотя бы для того, чтобы не быть «заложником» одного патттерна. Мочь регулировать состояние.

Интересным может быть направить внимание и в долгосрочную перспективу - научиться «управлять восприятием». Научиться этому можно самостоятельно или на терапии.

Из своего опыта, отмечу, что гештальт-терапия способствует формированию этих навыков. Телесные практики на осознавание тела, релаксацию – еще больше расширяют новый опыт через движение и большее определение себя втелесненно.

Часть 2: контроль осознанности
Мозг не может "осознавать" одновременно всё, что находится вокруг: когда я печатаю этот текст, мое внимание и взгляд сфокусированы на наборе текста, хотя одновременно в поле зрения попадает и окружающая обстановка, звуки от нажатия клавиш, ощущения от моего тела. Но я акцентирую свое внимание на наборе текста. Это одна история.

Другая - когда у меня есть некоторое отставание или "сбой" в какой-то из систем восприятия. И, например, я понимаю, что мне надо напечатать текст, но испытываю какие-то чувства, которые мешают мне сфокусироваться на задаче. И, соответственно, влияют на мое поведение. Если я не осознаю свои чувства, не могу понять, чего я хочу, тогда я как будто "охвачена" чувствами и они "управляют" мною, а не я. И тогда я могу судить о том, что мое поведение мною "неконтролируемо"...

Часть 3: влияние биологии
Как врач по образованию я имею представление о том, как функционирует организм в целом и отдельные системы. В части психических процессов неоспоримым фактом является наличие и формирование условных рефлексов в ответ на повторяющиеся события или при воздействии сильного раздражителя.

Я также знаю, как работает симпатическая и парасимпатическая системы организма (как биологически задетерминированы реакции на стресс и на безопасность). Как включаются различные гормоны при разных условиях, как функционируют части головного мозга. Несмотря на то, что люди - социальны, важную роль играет биологическая составляющая.

Обладая соответствующими знаниями и навыками можно оказывать влияние на свое состояние при стрессе, тревоге, панике и др. Понимать, чем может быть обусловлено то или иное поведение и разбираться с причиной, а не симптомом.



© Т.Г. Райман, 2021. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Внутренняя сила/сила духа

Мне кажется, что проблема силы духа, может быть в неосознавании ее наличия (этой силы), неправильной оценке размера (объема) своей силы, и , вероятно, неадекватным размеру и контексту, оформлением своей силы.

Разверну:
1) неоознавание своей силы.
Может проявляться в проецировании, "делегировании" силы другому. И тогда тот, другой "сильный, он может, он "ого-го", а я не такой/ая, это не моё/не для меня.

Но "сильные" "как на зло" попадаются на глаза и внимание захватывают. А я остаюсь в бездействии.

А ещё я могу подпитывать это убеждениями "так нельзя; это у меня никогда не получится; я не справлюсь; это не моё; не стоит даже и пытаться" - изначально укреплённое фразами от других "ты не справишься!" "Это не твоё", "это делать "стыдно, ужасно,нельзя," и ТД , "как ты можешь этого хотеть,твое место.. там-то", "Что ты о себе возобнил /а"
И вот уже крылья подпилены, связаны, подрезаны.

Если я не осознаю что-то, чем обладаю, я не могу этим распоряжаться, управлять, что-то с этим делать.

Отзывается?

2) неправильная оценка размера (объема) силы.

Если подойти из аналогии поднятия N количества кг гири. Если у меня недостаточно силы поднять ее, а я буду верить , что есть; буду тужиться, напрягаться, усилия тратить ,чтобы поднять, но мышечную массу и силу физическую (чтобы поднять эту гирю) быстро (если ее изначально не было) не получить. А я могу все равно пытаться.. и тратить время и энергию на недостижимое на данный момент для себя, не оставляя попытки получить недостижимое, приучая свой мозг к механизму "неполучения результата". Ведь каков признак "удачи" был бы в этом случае: факт поднятия гиря. А если этого не случается, мозг "обучается" , что "ничего не получается" ИЛИ " что всегда нужно из себя вон вылазить " ,чтобы что-то достичь.. и может быть сильно напрягшись, я подниму эту , превышающую мои возможности, гирю, но не факт, что при этом не потяну спину или живот..

С другой стороны: можно не осознавать,что силы много. Привыкать к какому-то уровню, который когда-то случился, появился, с чем свыклась. Но тогда не случается развития, движения дальше. Может быть в виду того, что описала в п1. А может быть нет навыка пробовать, исследовать свои возможности.

Быть может, если сейчас "скучно", это маркер того, что я что-то не делаю на полный размер, размах?

Не ограничиваю ли себя в строгие, привычные рамки? Что бы я делал/а, если бы принимала весь объем своей внутренней силы?

3) неадекватное контексту или размеру оформление своей силы.


Если сила и энергия направляется туда, где это не имеет применения и /или неактуально и/или является невостребованным.

По сути, это как кушать вилкой жидкий суп.

Или мыть пол зубной щеткой. Или ехать в пункт А не напрямую через пункт Б , а через В и Г.

Или там, где нужно чуть-чуть, прилагать сверхусилия , а там, где нужно много, прилагать чуть-чуть (я не смогу передвинуть кресло (достаточно весомой), нажимая одним пальцем, следует несколько напрячься, чтобы сдвинуть ) или я не смогу передвинуть тяжёлый шкаф в одиночку.

Пункты все сцеплены, взаимосвязаны, ведь так или иначе воплощение внутренней силы происходит через взаимодействие с внешним миром, в определенном контексте и в виде определенной форме
© Т.Г. Райман, 2022. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Горе и утрата

Размышления/ конспект-мысли после цикла встреч курса
" Grief and loss"oт TAOMI - Therapeutic Art of Movement Institute (горевание и утрата, курс повышения квалификации по телесной работе)

  • утраты бывают очень разные: утрата близкого, дома, идентичности, предмета, роли, работы, мечты..
  • механизм проживания утрат схожий.. однако время, интенсивность горевания у каждого своя. Мы не можем судить о других по своим собственным ритмам. И следует уважать время, необходимое другому для проживания горя.
  • в настоящее мире онлайн коммуникаций и широкого распространения гаджетов - утрата гаджета достаточно ощутимая - так как в маленьком приборе концентрируется информация, связи, быстрый доступ к общению и тд. Потеря гаджета - как потеря связи с внешним миром.
  • когда есть утрата, поддержкой может быть присутствие среди других, даже без активной включенности во взаимодействие. Голоса других, сообщность, объединенность общим разделяемым процессом- это поддерживает.
  • важно давать себе время горевать, разрешать себе НЕ соответствовать ожиданиям других людей, о том, сколько и как вам следует горевать, "когда приходить в норму" и когда "уже пора продолжать жить"
  • через движение (через направление внимание на тело) можно прикоснуться к переживаемому опыту с другой стороны, рассмотреть с другой перспективы.
  • важны ритуалы при утрате. Ритуалы использовались всегда, разными народами и символизировали собой определенные этапы... Отпускания и прощания , например... поддержания связи с утраченным через внешние действия или объекты, чтобы придать этой связи ощутимую форму. Вывести невозможную (в виду факта утраты) связь из внутрипсихического во вне. Материлизовать.
  • Травматическая утрата - утрата , которая сопровождается травматическим событием ( с присущей этому внезапностью, непредсказуемостью, неконтролируемостью и др). И сопровождается симптомами как горя , так и травмы.
  • При травматическим горе человек сталкивается с:
- рушится прежняя картина мира (представления о мире: о справедливости мира, о безопасности вокруг и др), представления о других людях, о себе;
- вопросами принятия смерти и/ или неопределенности;
- поиском новых смыслов;
- недоверием к другим людям;
- могут появляться идеи вины и осуждения
- симптомами травмы.
  • Существует модель двойного совладания с утратой. "dual process model of coping with bereavement". В которой выделяют процесс (в моем понимании: внутрипсихический), ориентированный на потерю (все,что связано с проживанием горя, воспоминаниями о прежней жизни, потерей прежних связей и т.д.), а также процесс, ориентированный на восстановление ( замечание изменившегося мира, проживание настоящей жизни, отдых от или избегание горя, установление новых связей, новой идентичности и т.д). И важное внимание в этой модели уделяется переходам (качаниям, осцилляициям) от одного процесса к другому. Важно само это передвижение и важно, во- первых, помнить про эти два полюса, во-вторых, то , что в виду этого передвижения, человек может (либо этому обучается) контролировать степень "погружения': на сколько есть готовность сейчас продвигаться в процесс горевания или есть необходимость в передышке, накоплении ресурсов (в зоне восстановления), заметить, нет ли избегания темы утраты и потери, находясь всегда только в полюсе восстановления и стоило бы повернуть в сторону горевания ,чтобы "доделать нужную внутреннюю работу", осмыслить произошедшее.
  • Терапевтическая работа в данном случае на первоначальном этапе может заключаться в психообразовании, повышении осознавания возможности контролировать "степень погружения" в тяжёлые переживания, поддержание памятования о втором полюсе: о важности как "процессинга" утраты, так и выстраивания новой жизни.
  • Очень часто человек в процессе горевания сталкивается с оценкой со стороны окружающих: сколько ему или ей нужно горевать ( "хватит уже плакать, соберись, начни новую жизнь"/"сколько можно, ты должна /должен взять себя в руки наконец, уже столько времени прошло!"), Или с оценкой того, как сильно и в какой степени "правильно проживать утрату", что заставляет его/ее избегать проживания своих чувств, состояний в виду "неуместности" и будучи под влиянием окружения. Важно встречаться с переживаниями утраты. Исследования показали ,что у тех, кто избегает горевания последствия хуже , чем у тех, кто идет навстречу своим переживаниям. (Сами исследования не читала, взяла цитату из курса от профессора Mariana Eberhard ).
  • Метафора - это gate-keeping for emotions. "Привратник" для эмоций.
  • "Мы не то, что с нами сделали /что с нами произошло: а то, что мы делаем со случившимся с нами": о важности осмысления и интеграции потери.
  • Чем телесное проживание горя помогает?: - Контакт со своим телом, телесными процессами позволяет находится в настоящем моменте, принимать жизнь с разными ее проявлениями- жить. Осознание и принятие, позволение себе своего телесного процесса позволяет /научает быть более толерантными к проявлению горя у других.
  • Горе/утрата постфактум является свидетельством ценности и важности утраченного. Горевание обозначает, что мы любили что-то (кого-то) и потеряли, что было ценным.
  • Один из возможных исходов: соматизация горя, когда подавленные эмоции переходят в телесные симптомы и болезни. Проживание эмоций горя на телесном уровне позволяет снизить риск соматизации.
  • Риторический вопрос: чего мы больше всего боимся: отпускать что-то или встречи с ощущением пустоты и "owning nothing" и что ничего нет? (Имеется в виду,видимо , что того , что было, уже нет).
  • Иногда люди боятся отпускать, ослаблять "памятование" об утраченном (человеке, например) , и таким образом процесс горевания зацикливается , как будто не меняется в интенсивности и становится "привычкой".
  • Можно ли сказать ,что у горя есть завершение? ...Горе не покидает нас, оно изменяет нас.
  • Только через тело можно ощутить опору, что земля выдержит тебя и твое горе.
  • В проживании горя нужно время и пространство быть с этим.
  • Политизация горя: отсылка на "общепринятое" в социуме отношение и влияние на "ожидаемую и приемлемую": продолжительность горевания( вот столько норм, а дальше "соберись/сколько можно и тд"), как должно выражаться горе (каким способом ок, а каким не ок, что можно носить, что нельзя и тд), или , что обязательно "нужно быть счастливым, продуктивным, эффективным, функциональным" и "нет времени' на горе,; "если ты несчастлив и в горе , то ты виноват, что другим становится рядом с тобой плохо , так как "ты приводишь других в состояние несчастья"; стыжение и отсылки к ненормальности, когда индивидуальный процесс горевания не соответствует "общепринятым", восприятие горевания как "слабости и бесцельного процесса". Горевание может быть по-разному использоваться политикой и "политизироваться": признание каких-либо утрат (смертей) более ценными, других нет (в военных конфликтах), манипулирование над переживаниями и горем для отвода внимания от причин, приведших к этому и тд
  • Исчезла культура горевания. Нужен смысл , что происходит и зачем, сообщество, структура с простыми ритуалами ...
  • У одних горе проживается как пустота, у других как тяжесть... Ощущения и спектр переживаний индивидуален..
  • Боль может быть мостиком к принятию смерти.
  • Иногда найти смысл и "как-то обосновать" случившееся и то, что привело к потере, невозможно. Бывает, что нет слов, нет ничего, что могло быть хоть на грам стать "значением" случившейся утраты. И это значит, что мы никогда не увидим компенсацию случившегося и это трагедия.
  • Важность состоит в валидации и признавании этого. Говорении о горевание


© Т.Г. Райман, 2023. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Какая бывает депрессия?

Оля. Лечила депрессию ~1.5 года, принимала антидепрессанты.

Симптомы депрессии у себя отмечала давно, однако "привыкла со всем справляться самостоятельно" и принять факт , что у нее депрессия для него было "признаком слабости". Она стыдилась этого диагноза, но в какой-то момент симптомы и тяжесть нахлынувших переживаний звмотивировали ее обратиться за помощью.

Некоторые переживания Оли:
"Устаю. Забываю вещи, записываю постоянняй поток мыслей, хочется отключиться. Когда хочу отдохнуть, у меня не получается. Не успеваю отслеживать момент, когда устаю. Много думаю.
Мне очень грустно. Усталость, Спешка, Суета.
Возобновились проблемы со здоровьем. Желание все решить за раз, за один день. Спешка нарастает. Не могу остановиться. Озадачиваю себя многочисленными заданиями рабочими-это помагает не встречаться с тем,что внутри.
Сковывающий страх нового...чувствую себя неадекватно боящейся. Ощущение, что
постоянно надо что-то делать, чтобы быть. Чтобы быть уверенной. Замеченной.
Очень грустно. Потеря своих желаний, дезориентация. Нежелание работать, нежелание что-либо делать..Могу обосновать всё ,что происходит во вне и в отношении меня, как моя проблема. Мой вклад, моя вина , что я не умею по- другому.

Виновата, что не могу всё знать сразу, виновата, что мне много задают вопросов, виновата ,что на меня косо посмотрели..

Чувствую, что беру за всё ответсвенность заранее. Устала чувствовать себя уязвимой, эмоционально неконтролируюшей себя, когда в отношениях. Устала пытаться менять себя или другого. Устала "энергетически" вкладываться больше.

Устала быть выносливой , устала строить вокруг себя условия такие, что надо что-то терпеть, выносить, выстоять...
Как будто замершее состояние , без четких чувств. Попыталась заметить , что же со мной,.. как будто мое тело и чувства не проявляются.

Ощущения, что чувства заблокированы в одиночестве.
В какой-то момент я исчезаю, замолкаю. Смиряюсь. Хочется выть и плакать.
Ощущения как в заперти. Никакой энергии.
Каждый день хожу с огромным чувством выгорания , напряжения. Недовольна, ничего не радует, тяжело , груз от окружения. Живу вопреки , а не потому что хочу. Как будто вынуждена. Вина. Много вины за то, что я могу чего-то не хотеть. Не хотеть общаться с неприятными людьми. Отказываться от того, что предлагают. Не хотеть. Что могу ничего не хотеть. Хотеть по-другому, не так как кто-то рядом. Если я хочу иначе. Думаю иначе..Чувство вины и зажатые плечи от того, что боюсь Ужас. Этот ужас похож на чёрную изоленту сдавливающую изнутри и стягивающую тело вниз , вязкую, Как воск, плохо отличающуюся массу, отдирая которую становится ещё больнее, чем не отдирая."
~~~~~~~~~~
Когда началось лечение:
Первые 3 месяца: адаптация к антидепрессанту, тревога за последствия приема, стыд от осознавания, что у нее "это".

Смена антидепрессанта помогла снизить тревожность, состояние Оли постепенно начало улучшаться. "Я никогда не думала, что может быть легче, жалею, что не позволяла себе помочь раньше". "Я начала замечать, что к ситуациям, где я раньше принимала всё близко к сердцу, уязвлялась и чувствовала вину, я стала относится спокойно, ровно. Я стала видеть других людей , с их проЯвлениями и эмоциями и не брать их эмоции на себя, не реагировать остро и не чувствовать всю ответственность за всё в какой-то ситуации на себе. Я стала замечать вещи, простые обыденные вещи: еду, запахи, пейзажи, которые стали меня радовать,как когда-то в детстве.если я остаюсь одна в тишине, это воспринимается для меня нормально, я даже получаю от этого удовольствие. На меня не давит тишина, я не думаю, что что-то;+ может случится ,я больше отпускаю и уделяю внимание простым вещам.. я перестала страдать. "

Если вы обнаруживаете, что похожие симптомы есть у вас и написанное выше вызвало у вас сильный отклик, позвольте себе обратиться к профильному специалисту и найти группы поддержки по депрессии.

*Все имена вымышлены, совпадения случайны.

© Т.Г. Райман, 2023. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Раненый целитель

Моя статья будет посвящена метафоре “раненого целителя”. Метафоре, которая сопровождает помогающие профессии.

Эта статья будет полезна помогающим практикам (как пример возможных интервенций для работы, идей для размышления), так и потенциальным клиентам: как возможность увидеть потенциал и происходящее в телесно-двигательной работе.

Я не буду описывать здесь историю этой метафоры (это есть в сети Интернет). Поделюсь опытом исследования граней, трёх составляющих этой метафоры своей профессиональной идентичности, идентификации с «целительством» и своей «раненой» частью. Исследования того, как эти "роли" запечатлены телесно. Было это в пору моего обучения танцевально-двигательной терапии.

Мы проживали по очереди каждое состояние, затем зарисовывали их и обсуждали.

  • Профессиональная идентичность [на момент исследования, я ещё не практиковала как психотерапевт]. Имея медицинское прошлое, у меня легко получилось вспомнить себя, свои ощущения и «бытие» из медицинской (помогающей), экспертной позиции. В этом состоянии много уверенности, своей значимости, гордо поднятой головы, но (на тот момент) напряженной спины и живота. После проживания (исследования своего состояния в контексте “профессионализма”, мы делали зарисовки своего состояния. Это было новой и интересной практикой- иллюстрировать, как я “вижу” то или иное состояние. Относительно «профессиональной идентичности» я увидела, что рисунок вытянут, и много свободы в руках и ногах, но «стянут» в области «центра»… Тогда я вспомнила, как в пору моего обучения, нам, будущим медикам, транслировали понятие «светя другим – сгораю сам». Я всегда не понимала этого, но скажу точно, что впитала ее полностью. В своем нарисованном образе, я еще раз увидела, что как будто опоры как таковой в ногах нет, есть стянутый и сжатый«центр»: как будто: "чтобы помогать другим, надо забывать о себе, и нести некую «долю», соответствовать некому образу". Я смотрела на свой рисунок и образ вызывал у меня грусть. Хотя он определенно по-своему был красив и прекрасен.
  • Второй образ был – "целительства". У меня получился образ, наполненный мудростью, спокойствием, уравновешенностью. Мой «центр» был тяжелым и был расслаблен и выполнял функцию «опоры». И сидеть от этого было удобным в позе «лотоса». Сидеть и смотреть спокойным взглядом на окружающее пространство, ощущать некое блаженство от расслабленности и ощущения «мудрости». Рисунок этого образа получился желтый и светлый, с большим центром (опорой), тонкими конечностями и шеей, и как будто «отдельной» головой. Ощущения от этого рисунка были приятные.
  • Третий образ был про «раненую» часть. В этот процесс не хотелось погружаться. В этом состоянии не было сил, почти не было жизни, почти не было дыхания. Одиночество и бессилие. Этот образ «забрал» всю энергию. Рисунок получился мрачный, вызывающий внутреннее отвержение и боль. Пребывать в этом образе очень не хотелось.
В завершении практики «раненого целителя» мы работали с «объединенным» образом целителя, раненого и помогающего. Интегрируя в себе три грани, три состояния, обретая бОльшую целостность, опору на себя и свой опыт. Не исключая ни одну из своей целостности. Признавая и принимая их все. С бОльшей осознанностью, возможностью управлять. Брать ресурс из раненности так же как и из "профессиональной" части. Из раненности в прошлом, восстановленной раны, со шрамами, символизирующими опыт и мудрость, силу. С тем, что помогает быть чувствительным и чутким к тем, кому больно в тех же местах или в иных... Связь с ранами не позволяет стать циничным, помогает сохранению человечности.

© Т.Г. Райман, 2023. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Опыт учебы в медицинском университете (про человечность)

В пору моей учебы в мед. университете мы учились изучать симптомы на другом человеке. Сначала учились друг на друге). Простукивали, прослушивали, прощупывали. Было и любопытно и неловко, смущения много было, да и страшно - не знаешь, как правильно притронуться. А ведь надо было научиться определять границы печени, например. Еще запомнилось: «относительная и абсолютная тупость сердца» . Может быть вам это смешно читать, но это реальное понятие!)
Мы учились определять, простукивая определенным образом границы относительной иабсолютной тупости сердца. Учились простукивать и слушать , определять границы легких.
И все непросто так. Зная, как бывает чаще всего, какова «норма», мы потом определяли, как бывает, когда у человека пневмония. Или когда печень негибкая и эластичная, а твердая и уменьшенная.
Сейчас я вспоминаю это в контексте взаимодействия с другим человеком.
Когда ты не просто держишь в голове знания и тебе механически надо что-то проверить. Это взаимодействие с границей другого человека.
И в какой-то момент может быть неловко и смущенно, но и с той стороны еще более страшно и неловко и смущенно.
И тогда важно мочь оставаться человечным и при этом провести диагностику. Уметь сочетать и тот фокус и другой, не завалившись сильно в смущение и «неловкость» или «нерешительность» , но и не становясь черствым функционалом с холодными руками и каменным лицом.
К чему это?
Для меня это про любое взаимодействие в помогающей профессии. Уметь, сохраняя профессиональную идентичность и «мета-позицию», оставаться человеком рядом с другим.
И это большая внутренняя работа.
Пока училась, я наблюдала разные эпизоды: грубое , холодное обращение и обследования, и у меня тогда "сжималось сердце" и накапливался внутренний протест на это. Но я видела и другое обращение- теплое, внимательное, уважительное –человечное отношение.
Контакты

Адрес: Республика Беларусь, г. Минск
Телефонный номер: +375291477755
Email: raiman_psy@mail.ru

Instagram
Viber
+375291477755
Информация про ИП

Индивидуальный предприниматель Райман Татьяна Георгиевна,УНП193464684, зарегистрирован 07.09.2020Минским Горисполкомом, номер свидетельства: 0801649

Документы
Договор офферты

Методы оплаты

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies