> Целостность - что это за зверь такой? (текст)

Прелюдия.

1. Когда-то мы стали воспринимать от тела ощущения. Какие-то сигналы, которые происходили и вызывали какие-то внутренние изменения в нас. Понимания, что это, у нас не было, и, естественно, не имея ещё символического мышления и речи, мы реагировали тем, что происходило, будучи полностью подвластными телесным явлениям и реакциям. И окружающая среда ( в "идеале") делала нам "хорошо" в ответ на наши физические реакции: кормила, согревала, обнимала, освобождала от естественных отходов.
(Позже, у нас появятся первые ассоциации (взаимосвязи) с тем, какая реакция в теле и как это "влияет" на окружающую среду.)

Психоаналитики пишут о том, что младенец изначально в слиянии со средой: среда как продолжение себя: что-то случается - происходит отклик и причиняется "хорошо".

В "идеале" младенцу"должно быть хорошо в материнской заботе ("holding"): ведь только -только вышедший на свет человеческий организм беззащитен, уязвим и полностью зависим от родителя. И такие условия неразделенности "я-среда" (слияние) по сути являются необходимостью для дальнейшего роста и развития. Это слияние с наличием управляемой постоянной обратной связи от среды: основа "естественного нарциссизма" (если мне память не изменяет, именно об этом и речь) : когда конкретный мир конкретного младенца фактически крутится вокруг него и удовлетворяет его потребности,(неопеределяемым и непониманиемым) для него ещё образом, этот мир считывает потребности младенца. Такой фундамент в будущем, видимо, определяет внутреннее ощущение базового доверия к миру: с откликаемостью, обратной связью, принятием. (Приходят на ум такие формулировки, как пример будущих установок: "Чтобы ни случилось, меня примут", "отклик на мои потребности будет" , "в мире в целом хорошо, и я могу ему доверять: что чтобы ни случилось найдется решение и все образуется" ...)

Что дальше...

Младенец периодически сталкивается с тем, что окружающая среда не всегда откликается, не всегда "сразу" причиняет "хорошо": таким образом, как пишут, формируется постепенно восприятие внешнего как "хорошо"/"не -хорошо"(когда нет отклика сразу или вообще). Постепенно ребенок, видимо, научается замечать "инаковость" окружающего мира: мир выделяется чем-то ,что неконтролируемо. То есть "мир вокруг - это не я", это - нечто- иногда "я", иногда "не я". Чем дальше, тем интереснее: по мере роста появляется сидение, ползание, интерес к объектам вокруг: потрогать, укусить, посмотреть. Если сейчас мир "не-я" и состояние "не-хорошо", когда мама не пришла сразу или оставила больше обычного одного, - тогда есть возможности поизучать,что вокруг, обнаружить свои ноги, игрушки рядом, подползти к чему-то, дотянуться, потрогать. Таким образом: "в идеале" было бы уместно предложить, что некий баланс поддерживается между откликаемостью и "отсутствием" , что в свою очередь помогает развитию исследования окружающего.

ПС. Период, когда опыт не связан со словами - символами, обозначающими тот или иной опыт, предметы и явления, называется довербальным.

2) Когда-то позже мы научились распознавать голод, жажду, зуд,, температуру, давление, вибрацию, боль... Мы научились идентифицировать и называть,что то, что происходит так и так называется, например, жаждой... А это- болью. Когда началось овладение речью и символизацией.
2а) мы учились этому будучи маленькими детьми с помощью взрослого рядом: в семье, потом в школе. Когда с помощью Другого рядом мы связывали ощущения с определенным словом (названием). Другой мог быть взрослым, книгой, другим ребенком.. в общем всем тем, откуда поступала информация и "забиралась" себе.
2б) мы учились назвать так и ощущения и чувства...

3) Когда-то мы научились дифференцировать (различать), что это что-то, что я ощущаю вот где-то тут - это не давление, это боль. Научились отличать одно ощущение от другого. Или что вот это чувствую - это злюсь, а это: радуюсь.

3а) мы также учились этому будучи маленькими с помощью взрослого рядом. Когда взрослый кто-то, видя наблюдаемые реакции, говорил, например ("в идеале"): "ты вероятно расстроен счас", или "ты злишься сейчас?" А ещё наш собственный опыт среди одноклассников, в разных ситуациях, учил нас различать, что состояния бывают разные, кто-то мог делиться тем, что переживает с другом и открывать для себя название "явления"/ощущения в ходе обсуждения этого.

4) Когда-то мы научились находить взаимосвязь ощущения и тем, чем оно было вызвано: например, мне больно где-то тут, потому что за миллисекунду (?) до этого я ударилась.
4а) то есть мы называли что-то происходящее в нас (через обратную связь и называние этого другим сначала), потом начали замечать самостоятельно связь с тем, что предшествовало ощущению или эмоции.

5) Мы научились что-то делать в связи с тем, что ощущаем/чувствуем.. Сначала "пародируя" взрослым , примеряя на себя их способ выражения какого-то состояния. При этом какие-то реакции (рефлекторное одергивание руки или поворот головы в сторону громкого звука и т.д) у нас срабатывали автоматически. . Какие-то дейстивя мы пробовали, тестировали и присваивали (включали в арсенал своей моторной памяти): например: выражение лица при боли, действия при радости.
"Зеркальные нейроны" помогали нам, наблюдая какое-то поведение у взрослого , перенимать этот опыт себе: мы научались определенной мимике и жестам при той или иной эмоции.

6) Когда-то мы также научились анализировать взаимосвязи и формулировать выводы и смыслы, которые сконфигурирует наши знания о случившемся или прожитом и поведение в будущем.

Например (утрирую), пример детский: если этот предмет горячий и я обожглась об него, почувствовала боль, в следующий раз не буду трогать его, когда он горячий. Или я могу получить обратную эмоциональную или словесную связь от родителя: что я "какая-то" в виду того, что произошло, и если меня это ранило, причинило "нехорошо", я буду стараться какое-то поведение не повторять, чтобы не сталкиваться с реакцией родителя, которую до этого получила и об которую ранилась.
Пример взрослый: сли я часто ударюсь об острые углы, могу связать это с тем, что дома много мебели с острыми углами и могу решить повлиять на внешнее и заменить мебель с острыми углами на мебель с закругленными краями или я могу обнаружить, размышляя, что зачастую в спешке куда-то тороплюсь, на высокой скорости и не замечаю предметов вблизи и могу решить повлиять на внутреннее: стараться внимательнее обходить острые углы (как источник удара), замедлять скорость.

Наверное, вы заметили, что я разделила влияние на внешнее и внутреннее для примера из взрослого состояния, а не сделала это для примера детского.

Потому что ребенок зависим полностью от своих опекунов, и как бы в этом смысле во много сложно говорить о полноценном влиянии на внешние обстоятельства, когда ответственность за ребёнка на взрослых. Зависит от воспитания и конкретной семьи то, как будет ответственность делегироваться ребенку, в какой форме и как быстро, сколько и когда....
-------------------------------

ИТОГО

О чем это я написала: некоторую последовательную динамику /развитие нашего целостностого восприятия на явления внутри или вне нас, которые включают:


  • ощущения
  • чувства
  • мысли /рассуждения/смыслы/убеждения: когниции
  • поведение: то, что мы делаем.
Я попробовала описать эту динамику с младенчества, так как считаю, что понять, как мы научаемся что-то определять внутри и вне себя, можно в связке с тем, как это работает с самого начала.

Что дают эти знания?

  • мы можем понять, как устроен процесс. Как это обычно происходит, появляется ясность, что влияет, важность окружения и тех, у кого мы учимся;
  • мы также можем понять, что теми способами, которые мы использовали в детстве, когда -то тогда, мы можем пользоваться как инструментом и "воскресить" из нашей памяти для того, чтобы:
  1. вернуться к более полноценному ощущению своих телесных сигналов (если это по какой-то причине было не развито, не сформировано);
  2. научаться у других, рядом с другими распознаванию, называнию эмоций, исследованию чувств.. если арсенал по какой-то причине незначительный, или есть сложности в дифференцировке тех или иных эмоций;
  3. научаться понимать, рассуждать, анализировать и находить взаимосвязи между нашими ощущениями, чувствами и тем, что происходит/происходило вокруг , внутри меня, в моих отношениях. Какой смысл и значение того, что я испытываю для меня несёт та или иная эмоция;
  4. научаться действовать, предпринимать шаги и действия для удовлетворения своих потребностей, для выражения своего состояния, разрядки. Делать, давая внутреннему циклу своего эмоционального опыта находить более полное завершение Когда организм не "застревает", не зависает на чем-то одном, а перетекает, плывет, в потоке жизни .
По сути я вам описала формулу целостности:
ОЩУЩЕНИЯ, ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ДЕЙСТВИЕ.

Буду рада вашим откликам, обратным связям, рассуждениям на эту тему

© Т.Г. Райман, 2022. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

> Тело не врет (статья)

Часть 1

Тело - часть неотделимая от восприятия окружающего мира. Наиболее информативен целостный опыт. Когда восприятие «головой» (осознание) синхронизировано, «в согласии» с телесными ощущениями.

Сейчас происходит много «ненормального», объективно вызывающего реагирование на эмоциональном и телесном уровне ( хотя бы потому, что у нас есть «зеркальные» нейроны: наблюдая нечто, происходящее с другим, наше тело «резонирует» с происходящим, даже ,если какой-то опыт непосредственно происходит не с нами)

Так вот, реакции, ощущения (запотели ладошки, появляется вдруг сложность в дыхании или в какой-то степени «замирание», похоладание рук, чувство «тревоги», или «под ложечкой что-то сжалось» и т.д. ), минимальные «предпосылки», что «что-то» не так - могут иметь место всегда. Конечно, тут возникает вопрос, как интерпретировать ощущения. Можно сказать, что ряд ощущений могут отражать «телесную память» и включаться по привычному механизму. Но ключевое слово «включаться».

Получается, что всё –таки что-то «триггерит» , «инициирует» включение тех или иных реакций. И психика человека в этот момент действительно видит в этом необходимость. Значит на данный момент, учитывая весь опыт конкретного человека, все его возможности , ресурсы, ситуацию, события, в котором он находится, у него включается «та самая лампочка» (у каждого своя), которая пытается «что-то сказать». Которая в некоторых случаях включается на объективную угрозу и помогает человеку распознать опасность. А в других случаях – включается просто на что-то «похожее» на опасность, но опять-таки воспринимая все- как реальную угрозу.

Мне кажется важным замечать эту информацию. Эту «невербальную» информацию своего тела. Эта информация - датчик. Когда «датчик» показывает, считывает что-то неверно или постоянно одинаково в объективно разных и не «предполагающих» к таким показателям ситуациях - это уже другая история. Это НЕ повод НЕ слышать свое тело. Вполне может быть, это повод обратиться к «специалисту по датчикам». Где можно разобраться, когда случилась «поломка», что пытается тело «сказать» таким образом. Действительно ли неверно срабатывает. Настроить то, что «закоротило».

Часть 2

Люди, пережившие насилие, систематически , постоянно или однократно и "сверх" адаптационным возможностям, имеют другую настройку систем "экстренного реагирования" в мозгу. (под насилием подразумеваю:


"целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего."

Мозг, скажем так,"сконфигурирован " почти (!) неизменяемой настройкой: "ожидание опасности". Чтобы изменить эту настройку, не просто надо поменять что-то внешнее, на поверхности (поменять окружение, или "начать думать позитивно"). Потому что, реальная " конфигурация" , "черный ящик", (бэкенд) находится глубже.

Надо сконфигурировать более глубокую настройку. И это требует времени, соотнесения взаимозависимостей. Чтобы эта перенастройка не привела к дезадаптации сразу. И потому что на формирование новых нейронных связей требуется время.

Это как с условным рефлексом: усвоенный алгоритм "стимул-реакция" невозможно изменить однократной перестройкой. А как это менять? Воздействуя, разбираясь отдельно со стимулом, отдельно с реакций.

Например, если когда -то в памяти был запечатлен определенный взгляд человека (который совершил насилие), к примеру широко открытый, пристальный взгляд - велика вероятность, что такой же взгляд (с похожими характеристиками), будет восприниматься как "угроза", "триггер", вызывающий ту же телесную реакцию.

Соль в том, что взгляд может быть вообще не про "насилие", например, в виду заболевания щитовидной железы, у человека очень выпучены глаза и пристальный взгляд. И здесь надо разбираться с телесной реакцией, разбираться в интерпретациях "триггера".

Маленькими шагами, постепенно включая " безопасный режим " в безопасных условиях:

Можно протестировать, как это, когда безопасно.Как это, когда безопасно рядом с другим человеком.Включать на время, выключать снова.Исследовать новое состояние.Рационально, это может выглядеть просто.Но телесная память, телесная реакция поддаётся "ре-конфигурации" медленно. Со своим темпом. И важное в этой фразе слово, что поддаётся.
В рамках психотерапии, в частности.


Берегите себя!


© Т.Г. Райман, 2021. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования

Про диссоциацию

  • Виды диссоциации.
  • Диссоциация как защитный механизм и симптом, диссоциация как психологический инструмент помощи, диссоциация в других сферах.
  • Как себе помочь при наличии диссоциации

В чем "польза" диссоциации?

  • модель диссоцииации BASK
  • в чем "польза" диссоциации?
  • в видео использовалась информации из статьи

Контакты

Адрес: Республика Беларусь, г. Минск
Телефонный номер: +375291477755
Email: raiman_psy@mail.ru

Instagram
Viber
+375291477755
Информация про ИП

Индивидуальный предприниматель Райман Татьяна Георгиевна,УНП193464684, зарегистрирован 07.09.2020Минским Горисполкомом, номер свидетельства: 0801649

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies