МОИ УСЛУГИ
СУПЕРВИЗИЯ
Нейробиология и Нейрофизиология
интегративный подход
- ПОнимание про строение НЕрвной системы и отклика на стресс
- поливагальная теория и роль в псих.травме
- Телесная память и роль в отклике на травматическое событие
- "терапия снизу/терапия сверху"
- ПРИОБРЕСТИ ЗАПИСЬ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЙ
- ПОДРОБНЕЕ (ЖМИ И ПЕРЕХОДИ)
Эмоциональная регуляция
интегративный подход
- основные компоненты проживания эмоции
- этапы от восприятия, фона до рефлексии
- способы работы с каждым этапом
- области наибольшего дискомфорта (результат исследования)
- ПРИОБРЕСТИ ЗАПИСЬ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ
- Подробнее (жми и переходи)
Консультации
- Супервизия троек
- Супервизия через МАК
- Супервизия кейса
- Супервизия начала практики
- супервизия динамики длительного случая
- ПОДРОБНЕЕ (ЖМИ И ПЕРЕХОДИ)
Помощь в подготовке сертификационного случая
гештальт-подход
- организационно-консультирующая консультация
- авторская схема случая
- помощь в осмыслении теории
- планирование подготовки случая
- ПРИОБРЕСТИ авторскую схему описания случая
- ПОДРОБНЕЕ (ЖМИ И ПЕРЕХОДИ)
СУПЕРВИЗОРСКИЕ УСЛУГИ
ЛЕКЦИИ
нейробиология и нейрофизиология
Что вы можете получить от меня в данной теме:
- Образование: приобрести записи теоретических лекций либо записаться на занятия со мной для погружения и обучения данной теме.
- Вы можете записаться на консультацию для дальнейшего разбора (супервизии кейса через призму материала лекции) либо для разбора и закрепления материала.
Эмоциональная регуляция: цикл развития эмоции через призму тела
Что вы можете получить от меня в данной теме:
- Образование: приобрести записи теоретических лекций либо записаться на занятия со мной для погружения и обучения данной теме.
- При необходимости вы можете записаться на консультацию для дальнейшего разбора (супервизии кейса через призму материала лекции) либо для разбора и закрепления материала.
СУПЕРВИЗОРСКИЕ УСЛУГИ
ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ СЕРТИФИКАЦИОННОГО СЛУЧАЯ
СУПЕРВИЗОРСКИЕ УСЛУГИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Для того, чтобы у Вас сложилось первое впечатление о том, как я размышляю, представляю Вашему вниманию мои тексты на тему супервизии.
Cлучай cупервизии с телесным экспериментом
(согласие на использование информации для кейса получено)
В этой статье я делюсь с вами ходом супервизии, размышлениями, а также телесным экспериментом (как одним из инструментов работы).
Cтатья может быть полезна начинающим и практикующим терапевтам, супервизорам (для обмена опытом, гипотезами).
---------------------------------------------------------------------------------------
Ко мне обратилась супервизант Н., свой запрос она сформулировала так:
"Сложность, что я не могу сформулировать запрос с клиентом, его запрос нереалистичный (она хочет, чтобы его отношения были как раньше). Ожидаю, что смогу найти подход к клиенту и сформулировать реалистичный запрос."
Мои размышления перед встречей. (планирование)
Я решила сделать небольшую схему, чтобы выделить опорные моменты.
Рядом с терапевтом справа обозначила сформулированный запрос.
Дальше начала рассуждать так:
- Контекст супервизии:
В этом месте у меня возникает ряд вопросов, которые я помечаю для себя:- что является самым сложным в сформулированной проблеме?
Ход моих рассуждений про "Personality терапевта" (какие соображения и представления на то или иное понятие терапии): из описанной сложности, я вижу, что супервизант различает понятия "реалистистичный" и "нереалистичный" запрос.
(здесь я ловлю себя на поддерживающей интенции - что, в целом,выглядит продуктивным для терапевта замечать, когда запрос сформулирован так, что его невозможно будет реализовать.)
Однако, какой смысл вкладывает конкретная супервизант, я не знаю, помечаю себе как вопрос для уточнения: каким она видит реалистичный запрос? Сюда же: какие у нее представления, сколько времени и на какой встрече это может (должно?) произойти?
- Далее я рассуждаю про навыки и контекст терапевта:
И как расширение этого вопроса (что оказалось важным в конкретно данной супервизии, о чем я напишу ниже): как терапевт выясняла запрос (формулировал реалистичный запрос с другими клиентами? как быстро это получалось? (здесь я использую коннотацию терапевта, так как в запросе звучало "формулирую", а не "сопровождаю" или "не помогаю сформулировать клиенту", что также может быть любопытной плоскостью для исследования, КАК терапевт определяет это место для себя: а именно, какова роль терапевта в формулировании запроса).
- Рассуждаю про клиент-терапевтический фокус:
Здесь же я держу в уме гипотезы:
- с терапевтом в контакте с этим конкретным клиентом происходит нечто (некое состояние), которое препятствует тому, чтобы терапевт "смогла сформулировать реалистичный запрос с клиентом")---> контрперенос/перенос? параллелинг с историей терапевта?
- терапевту не хватает технических навыков/представления о том, как сформулировать с клиентом реалистичный запрос?
- иное, что пока не является очевидным?
Супервизия.
- начало: супервизант выбрала перейти сразу к кейсу без предварительного знакомства.
-Сразу супервизнат согласилась, то ей не хватает технических навыков (но, на следующий уточняющий вопрос про то, как она работала с другими клиентами, она задумалась и вспомнила, что с другими клиентами получалось "буквально на первой сессии" сформулировать запрос. Отметила, что и клиенты отличались от текущего кейса.
{отмечаю про себя ответ, нахожу важным задавать уточняющие вопросы, так как этот случай демонстрирует склонность терапевта сразу согласиться с озвученным предположением. Склоняясь к гипотезе про некую сложность в контакте с конкретной клиенткой, исследую дальше}. {уточняю терапевта далее о том, каким она видит реалистичный и нереалистичный запрос}
супервизант опеределяет реалистичный запрос, как "когда я могу что-то сделать с собою"
{в этом месте, опираясь на знание, что терапевт понимает текущую точку "есть нереалистичный запрос" и точку, к которой она хочет придти "к реалистичному запросу" я предлагаю символически представить в пространтсве на некотором расстоянии, что есть нереалистичный запрос и реалистичный (сформулированный терапевтом) и каким образом она бы двигалась к реалистичному запросу? (ретроспективно я нахожу, что такая интервенция может помочь задуматься над тем, как использовать, например, уже имеющиеся технические навыки ИЛИ, как окажется в этом случае: обнаружить то, что препятствует этому переходу}
супервизант отметила "не знаю, я в растерянности, совсем не могу понять, что-то происходит ".
{ход моих мыслей в этом месте: когнитивно супервизант не готова сформулировать ответ, вероятно, в силу того, что с ней в этот момент происходит. Я понимаю, что это может быть связано как с личной историей терапевта (с тем, куда терапевт "попадает" в этом месте ), так и с клиенткой (воспоминанием состояния рядом с клиенткой, которое актуализировалось на супервизиии, с актуализацией контрпереноса или параллельного с терапией процесса здесь)? ...{выбираю определить направление супервизии дальше: на терапевте, на клиенте, на клиент-терапевтических отношениях - понимая, что это будет Точкой входа в исследование сложности (заявленного запроса) и того cостояния терапевта, которое появилось на супервизии}
супервизант рассуждает о том, что "я боюсь сделать выбор, это звучит как выбрать ответственность, и если я выбираю "фокус терапевта", то вся ответственность на мне будет", но давайте сфокусируемся на мне"
{описывая этот случай сейчас я понимаю, что тема про "ответственность" и как супервизант определяет это для себя в терапии, могла бы стать интересной и важной для исследования в будущем. В этой супервизии я не стала фокусироваться на этой теме (исследовать эту дополнительную фигуру), вернулась к тому, что происходило с супервизантом пару моментов назад, при ответе на вопрос , как придти к реалистичному запросу. Предложила описать свое состояние}
cупервизант отметила "чувстую безнадежность, бессмысленность, а потом начинаю говорить сама себе "зачем тебе это делать, это не твоя ответсвенность и ... (еще пару фраз, которые я не припомню сейчас)
{я вижу, что супервизант описывает переживания {ID} и в тот же момент появляется некая "другая часть" (рациональная?Personality), вижу, что супервизант энергично рассказывает и предлагаю эксперимент, в котором она телесно проиллюстрирует обе части "безнадежную, в бессмысленности" и вторую "зачем это делать" = чтобы сделать очевиднее внутренний конфликт (который, вероятно, лежит в основе растерянности и незнания клиентки, как двигаться в работе с клиенткой в сторону реалистичного запроса) и поисследовать эти состояния.
- Эксперимент:
{я уточнила , замечает ли она это. И когда она подтвердила, предложила ей тогда начать с той части, которая сейчас больше проявлена.}
Cупервизант стала в другую точку пространства (предварительно встряхнувшись (де-роллинг). Состояние, которое она начала отображать телесно, включало в себя, в основном, статичное вертикальное положение тела с жестами в руках: расрывающиеся в стороны руки (ладошками вверх) и затем жест собранных перед собой рук, где она одной ладонью держит другую. Любопытно было отметить, что вербально при этом супервизант отмечала своё желание что-то давать, делиться с клиенткой (здесь она демонстрировала жесты открытые), и моменты, где она себя останавливает, удерживает и в это время она одной рукой держала ладонь другой руки. Больше времени она рассказывала про удержание себя.
{я отразила вербально наблюдаемые феномены, чтобы супервизант заметила свои телесные проявления соответственно вербализуемой информации}. супервизант "ушла" из своего состояния бессмысленности и безнадежности в часть, которой она по всей видимости работала с клиенткой. В ее речи начали появляеться отсылки на взаимодействие с клиенткой ---> в этой супервизии я последовала за тем, что проявлялось, "в чем была энергия", предлагая далее внести фигуру "образ клиента" (показать телесно, какой терапевт видит клиентку напротив себя). Вероятно, есть смысл в этом месте выводить "смену" фокуса супервизии в осознавание супервизанта и возвращать выбор (обращаясь к ф. ЭГО) "останемся в фокусе исследования твоего состояния" или перейдем в фокус отношений с клиенткой? (вероятно, можно было бы и так. конкретно в данной супервизии, контекст того, что "с другими клиентами получалось формулировать запрос", "клиентка отличается от других, с кем приходилось работать раньше" уже подводил к тому, что есть специфика взаимодействия "клиент-терапевт", что отразилось в вербальном возвращении терапевта к этому фокусу в эксперименте "мне хочется ЕЙ давать, делиться, что у меня есть, я себя останавливаю". {я предложила супервизанту поисследовать образ клиентки (какой ее видит терапевт рядом с собой} .
-После де-роллинга супервизант заняла положение в другой точке пространтсва и начала телесно демонстрировать образ клиентки. В ее движениях было cтатичное положение ног и движение туловища в направлении К терапевту и ОТ- маятникообразное раскачивание. Выяснилось, что "клиентка" (телесно демонстрируемый образ супервизанткой) наклоняется вперед К терапевту, когда у терапевта отрытые жесты, и наоборот, отклоняется назад ОТ терапевта, когда у терапетва закрытые жесты.
{В заключении этого эксперимента я отразила (продемонстрировала собою наблюдаемые телесные феномены для усиления восприятия супервизантки и выведении ее в позицию наблюдателя с дальнейшим переходом в обсуждение)}
---------------------
- Обсуждение результатов эксперимента и интеграция с запросом.
1) как супервизант "уходит" от проживания бессмысленности и безнадежности. Как отметила супервизант после эксперимента "я привыкла справляться, а не проживать".--> потенциальная тема для личной терапии.
2) в телесных проявлениях как со стороны образа клиентки (маятникообразные покачивания), так и со стороны терапевта (жесты закрытия и открытия рук) предствлен ритм, похожий на убаюкивающие (раскачивающиеся движения). Это вывело супервизантку на осознавание потребности в безопасности у клиентки.
Супервизант вспоминает, что клиентка много говорит и формулировки запроса сейчас не включают "я" клиентки, и значит нужно время на то, чтобы запрос смог оформиться в реалистичной формулировке, время, чтобы "я" клиентки было обнаружено самой клиенткой.
Вспомнила, что клиентка выбрала ее по характеристикам "мягкая, принимающая". (что подсветило фокус на потребности в принимающем и поддерживающем другом).
У супервизантки появлилась метафора "младенцы не могут что-то сделать с собой" (и достигнуть формулирования реалистичного запроса , где есть "я могу с собой сделать что-то" на данном этапе невозможно.)
3) Супервизант поделилась радостью от более ясного представления о том, с чем она столкнулась с клиенткой.
Отзыв:
"Я обратилась с тем, что были сложности с клиентом, не могла оформить с ним его запрос на терапию. В процессе работы мне откликнулись техники работы с телом, я смогла посмотреть на свой процесс работы с клиентом со стороны и заметить то, что происходит на более глубиннном уровне. Ушло напряжение в работе с клиентом и сверх ожидания от себя, как от специалиста."
Возможные фокусы исследования в будущем:
Ретроспективно анализируя этот случай, я нахожу следующие направления исследования (фантазирую на тему "чему можно было бы еще уделить внимание" при продолжении работы)
1) тема ответственности в терапии (между терапевтом и клиенткой: представления терапевта о том, кто за что отвечает);
2) для себя отмечаю интересным - более ясно выделять смену направления работы супервизии, когда появляется новый материал- на примере выше, когда "фокус" сместился с "терапевта" на "клиент-терапевтические" отношения. Любопытное место, которое мною стало замечено только при описании кейса.
3) Уточнение дальнейших шагов супервизанта с клиенткой (после обнаруженного в супервизии): какую выберет тактику. (обращение к ф Эго супервизанта)
4) перевод на личную терапию темы "я привыкла справляться,а не переживать"
Супервизия психолога: общие размышления
А именно:
- конкретный единичный кейс и нюансы в кейсе, в которых есть растерянность, слепое пятно, некая сложность. В таком формате - это возможность получить поддержку, сформировать большее ясности и постепенно формировать навык "самоанализа"/в некотором смысле, внутренней супервизии.
- кейс в динамике: анализ длительной работы с клиентом, когда рядом с супервизором терапевт оформляет свое видение на происходящее за длительное время в отношениях с клиентом. Это позволяет увидеть, как менялся процесс, что менялось, какие аспекты работы терапевта оказались более продуктивны, какие менее. Какие зоны/темы/ оказались не раскрытыми /что чаще всего избегалось в динамике, какие сопротивления чаще всего наблюдаются, на каком этапе клиент-терапевтические отношения сейчас и т.д.
- область своего профессионального развития и выбора направлений/фокусов развития. Как интегрировать/объединять зону своих интересов и потребностей/запросов клиентов? Как и где поддерживать свой профессионализм? Какой я терапевт? Как я работаю?
В последнее время я сталкиваюсь/вижу такие ситуации, когда ко мне приходят на супервизию.
Первый вариант:
- супервизируемый- начинающий терапевт, уже есть достаточный навык наблюдения и "делания" с полученной информацией чего-то, но, бывает, не хватает осмысления, анализа: "а что это было?". Или есть "мысли" про то, как прошел кейс или работа, которые хочется выровнять, выстроить в логически связаную концепцию.
На что я, как супервизор, опираюсь в этом месте? --> на любопытство супервизируемого к себе, что в общем-то и приводит на супервизию (если это не просто "для часов в зачетке" и потому что "так надо/принято"), на своё собственное любопытство к материалу и процессу супервизии и на наблюдение за процессом поиска ответов, и тем ,как оформляется ясность и внутренняя опора терапевта.
Здесь больше кропотливости и неспешности, понимания важности поддержки внутренней работы терапевта, даже скажу прямее: пережёвывания усвоенных теорий, интроектов и обнаружение того, что созвучно собственному стилю /методологии/ своей профессиональной идентичности.
Второй вариант:
Терапевт с уже сложившейся практикой, который встречается с каким-то тупиком, слепым пятном, и/или с точкой желаемого дальнейшего развития в практике. И тут супервизор может помочь обнаружить те точки в работе, которые являются "препятствием" /сложностью, а также те, которые помогают /являются ресурсными/развивающими.
Я нахожу, что для этой категории супервизируемых полезным оказывается "выкладывание" внутреннего материала "наружу", систематизация его, небольшой разбор (по сути "мозгового штурма"): ведь люди здесь с глубоким уровнем осознаности и разбор может быть в виде, который приводит мозг в состояние некоторой взбудораженности, "ментальной встряски" и дальнейшим "разбром по полочкам".
Так вот на результат, как мне кажется, влияет не сам разбор и логические выводы к концу встречи, - а именно процесс того, как с одной стороны высвобождается ментальная энергия (= мыслей про то, в чем была сложность становится меньше) , появляется внутреннее пространство для творчества, креативности, поиска новой формы, новых идей, нового видения. А также тот факт, что то, к чему уже есть внутренняя готовность, приобретает ясность. Как будто нужно было придти к конкретному человеку /супервизору, чтобы процесс "запустится"/скатализировался, чтобы "программа достижения нужного результата" была запущена.
Третий вариант: терапевты, кто заканчивает обучение по программе МГИ (2ая ступень) и подходит к описанию сертификационных случаев. И запросы бывают следующие:
1) нужна организационно-ориентирующая консультация: поддержаться, свериться в собственном плане
2) нужна схема для описания случая
3) нужна схема для описания и/или консультации или просто консультации по описанию кейса (ов): поддержка, сверка в понимании, осмысление динамики случая;
4) Нужен план для подготовки случаев к определенному сроку: план консультаций, "чтобы была мотивация описывать согласно плану"
Мне доставляет особое удовольствие процесс супервизии и я приглашаю вас к себе.
Супервизия практики (для начинающих гештальт-терапевтов): личные кейсы
Во время учёбы на гештальт-терапевта в обучающей программе была практика работы в тройках (где мы практиковали и обсуждали опытным путем "на себе" навыки). Помню, что в какой-то момент мой тогда "клиент" отметил, как он воспринял какой-то мой жест. Это стало темой обсуждения. Я, взволнованная такой обратной связью на тот момент, воспользовалась "привычной" диссоциацией: собраться, уйти в рациональное, чтобы остаться с клиентом.
Позже стало понятным, что это была проекция, мы обсуждали, чтО мой жест напомнил человеку из его истории.
Конечно, я переживала после той работы. Обдумывала, что "во мне не так/что это я сделала/ а нет ли в том, что я делала, действительно того, что увидел "клиент".
С того места мне стало крайне любопытно мочь разделять: где я, как я себя обнаруживаю, как обнаруживаю клиента. Про что это между нами? Как это про клиента? Про процесс? Что значит "работать собой"? Как использовать информацию, которую я осознаю / то, что я чувствую /ощущаю в контексте сессии?Навыки такого осознавания нарабатываются при практике.
Экспертность & Психотерапия.
Я вышла из "медицинской модели" восприятия врач/пациент. В этой модели есть "экспертность" и знания и, в общем, директивное спасение от [болезни/симптома/угрозы жизни] и т.д.
В моем профессиональном пути немедицинского психотерапевта эта модель подвергалась отшлифовке: выравнивание в сторону интереса и любопытства. В сторону замечания НЕ только дефицита, стороны с болью/страданием, но и ресурсной части: памятования о том, что у клиента, который обращается на психотерапию, за плечами целая Своя жизнь, выстроенная им, с тем, что позволило выжить/жить/ обрести те или иные блага жизни/качества/навыки/деньги (в том числе и на терапию). И в этой части своей жизни - он Эксперт. И я никак не могу стать /быть/брать на себя экспертность в этом месте.
Из той же медицинской модели я много времени смещала фокус ответственности на себя за происходящее и какое-то время ушло на то, чтобы сбалансировать это с ответственностью клиента за изменения в терапии.
Был пройден путь (и прохожу его и буду проходить) ошибок и опытов, экспериментов, анализа работы, супервизий. Определения того, где "включать экспертность, и какую" /"где это может быть непродуктивным"/ "как договариваться и обсуждать с клиентом про это", "в какие проекты/услуги можно интегрировать свои знания и навыки".
СуперЭго терапевта & бытиЕ с клиентом
Однажды я проходила обучение терапевт-центрированному подходу у Бориса Новодержкина. Это один из моих учителей, у которого я на практике училась "осознавать", что то, что происходит со мной рядом с клиентом - это также материал сессии.
На одном из обучающих дней мне запомнилось, как мы разбирали одну сессию. После этого разбора "литосферные плиты" понимания своей работы у меня пошатнулись да и сместились более конгруэнтно. Так вот эссенция:
С начала обучения психотерапевтическому методу, начинаешь осознавать лучше себя. (личная терапия). Далее постигаешь азы психотерапевтического мышления: научаешься теории, примеряешь разные теоретические очки, учишь структуру сессии, структуру опыта, разбираешься, какая ключевая фигура, потребность и т.д. И, конечно, первое время мозг начинающего Терапевта фокусируется на том, как бы "правильно" всё определить/увидеть, а где здесь это, а где то. А что сейчас происходит.
Когда фокус у терапевта в сессии направлен на "правильность" терапии, "правильное" ведение согласно "книжке" - это влияет на процесс сессии. И "уводит" ОТ клиента и его проблемы/вопроса. Это нормальный естественный этап научения, опыта. Так же как и нормальным является дальнейшее научение оставаться именно с клиентом. Не со своими мыслями о своей работе, о том, какой я терапевт, а с клиентом и с Доверием процессу. Это тоже навык. Осмысление и рефлексия - постфактум по мере необходимости. И также чередование "доверия процессу" /своей интроспекции (наблюдение за собой в сессии)/ анализа приводит к возможности менять конфигурацию этих навыков в зависимости от ситуации/сессии.
- Кому-то важно научиться видеть теорию и метод в своей работе: и тут мы вместе можем анализировать (например) стенограммы/конспекты ваших сессий, выделять то, что можно и называть "терминами" (гештальт-подхода), чтобы наращивалась ваша опора на метод.
- Кому-то важно быть более гибким и свободным в процессе сессии, научиться "доверять процессу", выдвигать гипотезы/проверять их- и тут также на помощь приходит супервизия: возможность обсуждать гипотезы, варианты возможных экспериментов.
- Кому-то может быть интересным наблюдать за динамикой в работе: что случается, что не случается ,что новое появляется и как это связать. Какие закономерности выявляются и что с ними делать?
+375291477755.
Надеюсь, что мой опыт может быть вам полезен. И я с радостью поисследую ваш путь, формирование вашей психотерапевтической идентичности (из какой бы отрасли вы бы не пришли).
История одной супервизии с использованием метафорических карт
Было ощущение и знание, что Лена много понимает и осмысляет и есть глубокий уровень осознанности себя и не хватало "разложить по полочкам" то, что накопилось внутри.
Я использовала метафорические ассоциативные карты (далее МАК) для этого кейса. Три колоды. Мы заранее договорились, что будет колода с "персонами" ( в ней есть колода с портретами людей - как раз для визуализации "внутренних объектов" и есть колода с изображением "связи": что можно использовать для обозначения связей между "объектами"), была колода "ресурсная": для поиска ресурсов. Была колода для "углубления в проблематику: поиска ответов на то "что мешает"). Лена решила доставать карты "в слепую": то есть не смотреть на них, а выбирать то, что попадет и далее, доверившись бессознательному, двигаться по пути разгадывания - анализа увиденного.
Запрос на встречу был сформулирован как "хочу, чтобы было + 10 клиентов регулярно".
У меня в руках была колода карт "Persona", я предложила Лене: "Выбери 10 карт для каждого ожидаемого клиента". Лена: "10? Так может это будет много"? После чего мы вместе посмеялись. Как будто уже в этом ответе она смогла увидеть то, что ее "останавливает"/влияет.
Так как Лена сомневалась в том, будет ли "+10" карт ("клиентов") много или достаточно, я предложила ей выбрать другое количество, которое ей кажется подходящим.
Лена назвала: "7". В ее ответе слышно было сомнение.
- "Выбери 10 карт в одну кучку, а в другую 7, подержи в руках обе, почувствуй, какая будет тебе комфортнее". Лена выбрала стопку из 10 и 7 карт. Та, где были 10 ощущались как "замного" на ощупь, а где 7- мало.
- "Возьми ещё одну, почувствуй, что изменится." Лена выбрала в итоге стопку из 8 карт, символизирующих 8 клиентов. Что показалось ей оптимальным количеством...
И вправду, как мы понимаем, какое количество людей можем взять в работу? На какое количество людей есть внутренняя ёмкость сейчас?
В данном эксперименте я предложила Лена опереться на ощущения (тактильные) и "потестировать" варианты, которые ей показались сразу возможными. Все это - ещё начало работы с ее запросом.
Лена расположила 8 карт перед собой в определенном порядке. Какие-то карты были ближе, какие-то дальше.
-"Что это за карты? Почему ты разместила их здесь ? "- спросила я, указав на самые дальние от Лены две карты.
-"Они наименее понятны мне. Кажется, что это могут быть люди, которым невозможно дать что-то, как будто рядом с ними я встречаюсь с невозможностью дать им то, в чем они нуждаются, у них не получится взять".
-"Возможно рядом с тобой они смогут разделить свое состояние и то, как они это проживают? И то, что ты понимаешь это про них, как раз будет служить нахождению с ними рядом и принятию того, что есть и того, чего нет?".
- "Да, похоже".
- "Что тебе может помочь в том, чтобы работать с таким клиентами?"
Лена достала карту из колоды "которую мы договорились использовать как "ресурсы".
- "Я вижу то, о чем мы говорим: принятие , поддержка, теплота несмотря ни на что. И с ними я бы работала с постоянной супервизией"
Следующие карты были в виде пары "м/ж". Лена расположила их ближе всего к себе и воспринимала как семейную пару. К ней периодически приходят пары, которые сталкиваются с кризисами в своих отношениях. Лена задавалась вопросом, "почему они не приходят чаще".
"Выбирай карту"- протянула я ей колоду "раскрывающих проблему" карт. Лена достала карту с изображением фуникулёра и двух кабинок над землёй.
- "Потому что мы никогда не пересекаемся? Я не понимаю.."
- "Смотри , здесь есть земля и есть то, что над ней, ты спрашивала, почему они не приходят.. Приходят, от слова "ходить" .. а ходят по земле. Может быть что-то про то, что нет "заземленности" , того, по чему они могли бы к тебе придти?"
- "Хм, возможно. Тогда что может помочь , чтобы они приходили?"
Лена взяла карту из колоды "ресурсов": на ней были объятия и в правом нижнем углу лежала корона. "Я не понимаю, к чему это, про что это, к чему объятия и корона?.. я не чувствую, что я "ношу корону".
Я помогала Лена с гипотезами и идеями, что бы это могло значить, приводила ассоциации с тем, что корона - возможно, это про "королеву". Короли/королевы обычно ничего не делают сами, у них есть придворные и слуги, кто делает за них обычную работу.
- "Возможно в чем-то относительно твоего запроса ты как королева?"
Мы продолжили "мозговой штурм". Лена осознала "инсайт": "Возможно я "в короне" относительно того, что жду, что ко мне будут сами приходить. Я не пишу, ничего особо не публикую про это. И жду, что меня "найдут" семейные пары сами."
- "Что могло бы послужить решением для тебя?"- спросила я, выводя Лену в более предметную/конкретную область осознавания.
-"Я могла бы начать писать посты на тему семейной терапии, например. Найти тематические группы, где заявляла бы о себе, как о семейном терапевте и с какими запросами я работаю." ..
Осталось ещё четыре карты -клиента..
В одной из следующих четырех карт Лена увидела карту -"подростка". У Лены есть специализация по работе с подростками. Но пока таких клиентов не было.
-"Они почему-то не приходят, что-то мешает этому.." - Лена достает из протянутой мною колоды карту. Там изображена девушка с сиренью. Девушка держит в объятиях букет сирени и повернута лицом к нему, виден только ее профиль сбоку.
-"Что тут происходит?"- спрашиваю я.
-"Девушка держит в руках сирень".
- "Сколько ей лет, как ты думаешь?"
-"Ей лет 15"- (у меня проскользнула мысль: ага, подросток)
-"Ей нравится , она увлечена?"
-"Да, ей больше ничего не нужно вроде бы"
-"Может быть это "твой внутренний подросток", который увлечен чем-то "другим"/не подростками".
-"Возможно, как -то совсем связи нет с ними у меня"-
-"Хочешь вытянуть карту для "связи"?"
-"Да".
Лена вытянула карту с отображением большого шара в центре и выходящими из него стрелками.
-"Расположи так, как тебе кажется, это соответствует связи между картами "двух подростков".
Лена положила карту так, что шар символизировал девушку 15 лет, и стрелки - как направление внимания от нее, но не в сторону карты с подростком.
-"Ну да, вот внимание мое идёт везде, только не в тему работы с подростками"
- "Может сейчас не время для них?"- спросила я.
- "Да, возможно, я вернусь к ним позже."
Так , вместо 8 "ожидаемых" клиентов, стало 7.
И мы продолжили рассматривать и обсуждать следующие карты.
Одна из карт символизировала женщину.
Лена: "Давай посмотрим, почему женщины не приходят (она не приходит) ко мне"
-"Давай, тяни карту ". Лена достала карту с проросшим сквозь землю растением с желтым цветком и большим стеблем. Вокруг него других цветов не было.
-"Не понимаю ,пока, про что это.."
-"Попробуй представить, что за проблема на этой карте?"
- "Возможно, то, что такая женщина многого добилась в карьере сама, у нее многое есть, но она одинока, у нее нет отношений. "
-"Посмотришь, что в тебе есть, что может "помочь им" приходить к тебе?"
- "Да, давай"
Лена достала карту. Карта символизировала для нее две части: большую "внешне пугающую", темную и вторую: хрупкую, нежную, лёгкую.
-"Как ты думаешь, что это значит?"
Лена рассуждала: "Думаю, что это про соединение двух частей, например, одну - видимую внешне, "успешную, большую, возможно отталкивающую" и другую. Я кстати, не вижу в этой большой части что-то пугающее. Если присмотреться, для меня она добрая, и вовсе не пугающая"
-"То есть ты можешь помогать женщинам, успешным в карьере, много добившихся самостоятельно, увидеть, какая она? Что видят другие рядом с ней? Принять отвергаемые ею части?"
-"Да, увидеть нежность, хрупкость и женственность за всем, что может быть "снаружи"..
Следующей картой была карта клиента-мужчины...
-"Давай посмотрим ,что мешает мужчине клиенту ко мне придти?"
-"Тяни карту" - протянула я колоду "углубляющих карт".
Лена достала карту, на которой было пустое кресло, и на стене за креслом - тени призраков.
- "Это про какие-то страхи, а кабинет похож на мой, только у меня кресло другого цвета".
- "Как ты думаешь, что это за страхи?"
- "Клиент может бояться придти на терапию, думать, что здесь что-то с ним произойдет, что-то я с ним "сделаю"..."
- "Хорошо, это страхи клиента, если мы вспомним, что говорим про тебя и про то, что "мешает" тебе , что здесь про твои страхи?"
Лена задумалась. "Я думаю, это что-то про депрессию.".
- "и чем это пугает?"
- "Пустотой. У меня был опыт работы с такими клиентами и я первый раз ничего не чувствовала рядом с ними, внутри была тишина, пустота, полное отсутствие каких-либо чувств ..когда клиенту становилось лушче, его начинало что-то радовать,мои ощущения рядом с ним тоже поменялись.".
- "Это действительно может быть сложной работой с такими случаями. И тогда что тебе может помогать, если тебе интересно рассматривать для себя таких клиентов?"
Я протянула Лене колоду с "ресурсным картами" . Она вытянула карту , где был нарисован какой-то парный танец.
"О, - улыбнулась Лена,- понятно) это как раз то, что я откладываю сейчас: пойти на танцы."
-"Похоже там много жизни и полюс радости, задора, откуда ты можешь наполняться?"
-"Да".
Оставалась одна карта, символизирующая уже существующего у Лена клиента.
Но учитывая понятный контекст, я не буду описывать детали /описания разбора этой карты.
Как же это работает? Что за "магия"?
Информация , которая "варится", зацикливается, закупоривается внутри может быть свизуализирована "спроецирована"/"выведена" воображением наружу. Сразу человек становится "наблюдателем со стороны" того, что "было внутри". Раскладывать можно по-разному.
В открытую: позволяя человеку выбирать подходящие карты под его кейс и далее уточняя детали выбора, взаимосвязи между выбранными картами.
Можно выбирать "в слепую": когда человек не видит карту и "доверяет" процессу выбора. Какую бы карту человек не выбрал, он увидит на ней то, что спроецирует его психика на нее. Условно, это как с "известной лужей и звёздами в ней". Один увидит в луже - лужу, другой звёзды, отражающиеся в ней.
Работа через образы карт помогает:
- фокусировке внимания
- растождествлению с "проблемой" /(когда ситуация выводится наружу и рассматривается со стороны) либо идентификации с картой/рисунком (через дополнительное приглашение прожить ту или иную карту, "надеть на себя роль")
- поиску ассоциаций и взаимосвязей (по сути: работу на границе правополушарного /образного восприятия и левого/логического. Это помогает активировать нейронные связи, творческий поиск путей решения
- помогает понять, увидеть с другого ракурса и "уложить новый взгляд по полочкам"
После чего, даже не в связи с тем, о чем именно была работа, мои клиенты отмечают "прорыв": "как будто открылся "портал", говорят они. "Что-то произошло: после нашей встречи произошло то, и то, и то. И я не могу понять, как это работает, но я в шоке."
На самом деле свободной энергии, которую до этого человек тратил на большой объем информации внутри, стало больше. Появился внутренний объем и пространство для восприятия нового вокруг. А как говорится, "свято место пусто не бывает": тут и события разные замечаются и проживаются с бОльшим энтузиазмом, энергией и гибкостью/вариативностью.
Приглашаю на супервизорские метафорические разборы. Либо на личную консультацию.
+375291477755