Блог Татьяны Райман
Здесь Вы найдете список моих статей на разные темы.
Нажимайте на заголовок и раскроется содержимое. Приятного чтения!
В попытках себя понять
- например, описав свои мысли на бумагу, потом посмотрев на них, можно увидеть что-то, что сразу не было таким очевидным. Также можно заметить, чтО поменяется в состоянии после такой практики.
- можно разговаривать с кем-то и путем сопоставления своего опыта с опытом другого, находить слова, предложения, описания, которые помогут вербализовать (словесно передавать) свои переживания. Или то, как описывает некий опыт Другой, будет резонировать в виде ощущений, телесных реакций, как если бы "пока нет слов это описать, но это так похоже на то, что я слышу".
- рефлексируя, размышляя о каком-то эпизоде жизни, опыте:
• о чувственном: что я поэтому поводу чувствовал(а); •отношенческом: какое у меня отношение к тому, что и как произошло в совокупности с тем, какие это вызвало у меня чувства.
• Как это связывается с контекстом жизни: среди каких людей происходило какое -то событие, что в целом происходит в жизни у меня, какие ещё обстоятельства вокруг "определенного кадра жизни", про который размышляю.
• Как если бы рассматривать картину и менять фокус своего внимания: с какой -то детали на более широкий контекст, на то, что за этой деталью и наоборот.
- ещё один способ понимать себя: рассматривать /размышлять о своих сновидениях. О тех образах, символах, которые сплетаются в какой-то сюжет, порой пугающий, ужасающий или наоборот, приятный и красочный. Способ понять, что "хочет сказать бессознательное", привнося те или иные фигуры в сон.
Зачем себя понимать?
- Когда я понимаю себя, мне не становится менее больно от того, что может ранить/затронуть душевную ткань. Однако я могу быстрее сориентироваться в степени затронутости, в необходимой поддержке, в том, как обойтись со случившимся.
- Когда я понимаю себя, я остаюсь живым чувствующим воспринимающим и переживающим человеком.
- Когда я понимаю себя, я могу говорить о себе другим: о своих чувствах, потребностях, желаниях, мыслях. Соприкасаться (или нет) с другими будучи искренней с собой.
- Когда я понимаю себя, датчик "как это мне", находится внутри, настроен и настраиваЕМ. Однако, внутри. И выбор "слушать/слЫшать" "внутренний датчик" или нет- тоже внутри.
- Когда я понимаю себя, палитра наблюдаемого у других становится шире, богаче, объемнее, красочнее.
- Когда я понимаю себя, одиночество перестаёт быть сцепленным с непереносимыми переживаниями. Одиночество как факт становится уединением, необходимым, чтобы послушать себя и "переварить" накопленную информацию.
Пост-интенсивское (ББИ-2023)
- кто-то первый раз в шоке от интенсивности процессов, от встречи со своими убеждениями о себе, от встречи с собственными чувствами, которые сложно вербализовать и называть. И тут в работу включаются таблички с чувствами. Соприкосновение с чувствами люди называют как "растапливание". Слёзы текут от проявления себя настоящего, без "цензуры"/роли. Теплые и приятные чувства от другого, теплые слова порой как в солнечный день оттаивают что-то внутри, и люди порой плачут от того, что им приятно слышать о себе.
- люди плачут от горевания по ком-то, кого или что утратили. От соприкосновения с болью внутри. Эта боль невсегда видна, невсегда даже ощутима. И к ней приближаться порой невыносимо, и тогда люди "уходят" в злость, недовольство, в то, чтобы увидеть что-то и на это направить свою "скапливающуюся" энергию внутри.
- люди пытаются и стараются называть свои внутренние процессы и быть понятными другому в том числе и через метафоры.. какого-то блюда, животного, и таким образом есть возможность прикоснуться к их опыту.
- люди находят себя "вовлечёнными" на внешнее, на других, на то, куда их приглашают, зовут, привлекают и в этом они обнаруживают себя "в разобранности" от себя.
И пытаются, пробуют, стараются найти баланс между погруженностью во вне и внутрь в себя.
- люди злятся друг на друга и не подпускают близко к себе, от внутреннего ужаса или ярости на что-то , что затрагивает их глубоко внутри. И от страха потерять контроль/стыда/страха отвержения или поглощения не делают шаги навстречу, выбирая оставаться в "знакомом" состоянии/положении вещей.
- люди говорят, выделяют слова, эмоции, ощущения, показывают жестами свое состояние, потом выдыхают от обнаружения спокойствия внутри.
- люди пробуют прикасаться друг к другу словами, замечанием чего-то в лице, одежде другого, в его поведении. Прикоснуться к другому через другого, через свои проекции о нем.. люди хотят к людям.
- люди плачут от горевания по ком-то, кого или что утратили. От соприкосновения с болью внутри. Эта боль невсегда видна, невсегда даже ощутима. И к ней приближаться порой невыносимо, и тогда люди "уходят" в злость, недовольство, в то, чтобы увидеть что-то и на это направить свою "скапливающуюся" энергию внутри.
- люди пытаются и стараются называть свои внутренние процессы и быть понятными другому в том числе и через метафоры.. какого-то блюда, животного, и таким образом есть возможность прикоснуться к их опыту.
- люди находят себя "вовлечёнными" на внешнее, на других, на то, куда их приглашают, зовут, привлекают и в этом они обнаруживают себя "в разобранности" от себя.
И пытаются, пробуют, стараются найти баланс между погруженностью во вне и внутрь в себя.
- люди злятся друг на друга и не подпускают близко к себе, от внутреннего ужаса или ярости на что-то , что затрагивает их глубоко внутри. И от страха потерять контроль/стыда/страха отвержения или поглощения не делают шаги навстречу, выбирая оставаться в "знакомом" состоянии/положении вещей.
- люди говорят, выделяют слова, эмоции, ощущения, показывают жестами свое состояние, потом выдыхают от обнаружения спокойствия внутри.
- люди пробуют прикасаться друг к другу словами, замечанием чего-то в лице, одежде другого, в его поведении. Прикоснуться к другому через другого, через свои проекции о нем.. люди хотят к людям.
- люди молчат, смотрят на огонь, поют любимые песни. Кто-то из бардов тихонько рукой, на гитаре играет и вместе сидят люди темною ночью порой.
Сила духа
Разверну:
1) неоознавание своей силы.
Может проявляться в проецировании, "делегировании" силы другому. И тогда тот, другой "сильный, он может, он "ого-го", а я не такой/ая, это не моё/не для меня.
Но "сильные" "как на зло" попадаются на глаза и внимание захватывают. А я остаюсь в бездействии.
А ещё я могу подпитывать это убеждениями "так нельзя; это у меня никогда не получится; я не справлюсь; это не моё; не стоит даже и пытаться" - изначально укреплённое фразами от других "ты не справишься!" "Это не твоё", "это делать "стыдно, ужасно,нельзя," и ТД , "как ты можешь этого хотеть,твое место.. там-то", "Что ты о себе возобнил /а"
И вот уже крылья подпилены, связаны, подрезаны.
Если я не осознаю что-то, чем обладаю, я не могу этим распоряжаться, управлять, что-то с этим делать.
2) неправильная оценка размера (объема) силы.
Если подойти из аналогии поднятия N количества кг гири. Если у меня недостаточно силы поднять ее, а я буду верить , что есть; буду тужиться, напрягаться, усилия тратить ,чтобы поднять, но мышечную массу и силу физическую (чтобы поднять эту гирю) быстро (если ее изначально не было) не получить. А я могу все равно пытаться.. и тратить время и энергию на недостижимое на данный момент для себя, не оставляя попытки получить недостижимое, приучая свой мозг к механизму "неполучения результата". Ведь каков признак "удачи" был бы в этом случае: факт поднятия гиря. А если этого не случается, мозг "обучается" , что "ничего не получается" ИЛИ " что всегда нужно из себя вон вылазить " ,чтобы что-то достичь.. и может быть сильно напрягшись, я подниму эту , превышающую мои возможности, гирю, но не факт, что при этом не потяну спину или живот..
С другой стороны: можно не осознавать,что силы много. Привыкать к какому-то уровню, который когда-то случился, появился, с чем свыклась. Но тогда не случается развития, движения дальше. Может быть в виду того, что описала в п1. А может быть нет навыка пробовать, исследовать свои возможности.
Быть может, если сейчас "скучно", это маркер того, что я что-то не делаю на полный размер, размах?
Не ограничиваю ли себя в строгие, привычные рамки? Что бы я делал/а, если бы принимала весь объем своей внутренней силы?
3) неадекватное контексту или размеру оформление своей силы.
Если сила и энергия направляется туда, где это не имеет применения и /или неактуально и/или является невостребованным.
По сути, это как кушать вилкой жидкий суп.
Или мыть пол зубной щеткой. Или ехать в пункт А не напрямую через пункт Б , а через В и Г.
Или там, где нужно чуть-чуть, прилагать сверхусилия , а там, где нужно много, прилагать чуть-чуть (я не смогу передвинуть кресло (достаточно весомой), нажимая одним пальцем, следует несколько напрячься, чтобы сдвинуть ) или я не смогу передвинуть тяжёлый шкаф в одиночку.
Пункты все сцеплены, взаимосвязаны, ведь так или иначе воплощение внутренней силы происходит через взаимодействие с внешним миром, в определенном контексте и в виде определенной форме.
© Т.Г. Райман, 2022. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования
Всё ли мы можем контролировать у себя?
Разверну:
1) неоознавание своей силы.
Может проявляться в проецировании, "делегировании" силы другому. И тогда тот, другой "сильный, он может, он "ого-го", а я не такой/ая, это не моё/не для меня.
Но "сильные" "как на зло" попадаются на глаза и внимание захватывают. А я остаюсь в бездействии.
А ещё я могу подпитывать это убеждениями "так нельзя; это у меня никогда не получится; я не справлюсь; это не моё; не стоит даже и пытаться" - изначально укреплённое фразами от других "ты не справишься!" "Это не твоё", "это делать "стыдно, ужасно,нельзя," и ТД , "как ты можешь этого хотеть,твое место.. там-то", "Что ты о себе возобнил /а"
И вот уже крылья подпилены, связаны, подрезаны.
Если я не осознаю что-то, чем обладаю, я не могу этим распоряжаться, управлять, что-то с этим делать.
2) неправильная оценка размера (объема) силы.
Если подойти из аналогии поднятия N количества кг гири. Если у меня недостаточно силы поднять ее, а я буду верить , что есть; буду тужиться, напрягаться, усилия тратить ,чтобы поднять, но мышечную массу и силу физическую (чтобы поднять эту гирю) быстро (если ее изначально не было) не получить. А я могу все равно пытаться.. и тратить время и энергию на недостижимое на данный момент для себя, не оставляя попытки получить недостижимое, приучая свой мозг к механизму "неполучения результата". Ведь каков признак "удачи" был бы в этом случае: факт поднятия гиря. А если этого не случается, мозг "обучается" , что "ничего не получается" ИЛИ " что всегда нужно из себя вон вылазить " ,чтобы что-то достичь.. и может быть сильно напрягшись, я подниму эту , превышающую мои возможности, гирю, но не факт, что при этом не потяну спину или живот..
С другой стороны: можно не осознавать,что силы много. Привыкать к какому-то уровню, который когда-то случился, появился, с чем свыклась. Но тогда не случается развития, движения дальше. Может быть в виду того, что описала в п1. А может быть нет навыка пробовать, исследовать свои возможности.
Быть может, если сейчас "скучно", это маркер того, что я что-то не делаю на полный размер, размах?
Не ограничиваю ли себя в строгие, привычные рамки? Что бы я делал/а, если бы принимала весь объем своей внутренней силы?
3) неадекватное контексту или размеру оформление своей силы.
Если сила и энергия направляется туда, где это не имеет применения и /или неактуально и/или является невостребованным.
По сути, это как кушать вилкой жидкий суп.
Или мыть пол зубной щеткой. Или ехать в пункт А не напрямую через пункт Б , а через В и Г.
Или там, где нужно чуть-чуть, прилагать сверхусилия , а там, где нужно много, прилагать чуть-чуть (я не смогу передвинуть кресло (достаточно весомой), нажимая одним пальцем, следует несколько напрячься, чтобы сдвинуть ) или я не смогу передвинуть тяжёлый шкаф в одиночку.
Пункты все сцеплены, взаимосвязаны, ведь так или иначе воплощение внутренней силы происходит через взаимодействие с внешним миром, в определенном контексте и в виде определенной форме
© Т.Г. Райман, 2022. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования
Какая бывает депрессия
Симптомы депрессии у себя отмечала давно, однако "привыкла со всем справляться самостоятельно" и принять факт , что у нее депрессия для него было "признаком слабости". Она стыдилась этого диагноза, но в какой-то момент симптомы и тяжесть нахлынувших переживаний звмотивировали ее обратиться за помощью.
Некоторые переживания Оли:
"Устаю. Забываю вещи, записываю постоянняй поток мыслей, хочется отключиться. Когда хочу отдохнуть, у меня не получается. Не успеваю отслеживать момент, когда устаю. Много думаю.
Мне очень грустно. Усталость, Спешка, Суета.
Возобновились проблемы со здоровьем. Желание все решить за раз, за один день. Спешка нарастает. Не могу остановиться. Озадачиваю себя многочисленными заданиями рабочими-это помагает не встречаться с тем,что внутри.
Сковывающий страх нового...чувствую себя неадекватно боящейся. Ощущение, что постоянно надо что-то делать, чтобы быть. Чтобы быть уверенной. Замеченной. Очень грустно. Потеря своих желаний, дезориентация. Нежелание работать, нежелание что-либо делать..Могу обосновать всё ,что происходит во вне и в отношении меня, как моя проблема. Мой вклад, моя вина , что я не умею по- другому. Виновата, что не могу всё знать сразу, виновата, что мне много задают вопросов, виновата ,что на меня косо посмотрели.. Чувствую, что беру за всё ответсвенность заранее. Устала чувствовать себя уязвимой, эмоционально неконтролируюшей себя, когда в отношениях. Устала пытаться менять себя или другого. Устала "энергетически" вкладываться больше.
Устала быть выносливой , устала строить вокруг себя условия такие, что надо что-то терпеть, выносить, выстоять...
Как будто замершее состояние , без четких чувств. Попыталась заметить , что же со мной,.. как будто мое тело и чувства не проявляются.
Ощущения, что чувства заблокированы в одиночестве.
В какой-то момент я исчезаю, замолкаю. Смиряюсь. Хочется выть и плакать.
Ощущения как в заперти. Никакой энергии. Каждый день хожу с огромным чувством выгорания , напряжения. Недовольна, ничего не радует, тяжело , груз от окружения. Живу вопреки , а не потому что хочу. Как будто вынуждена. Вина. Много вины за то, что я могу чего-то не хотеть. Не хотеть общаться с неприятными людьми. Отказываться от того, что предлагают. Не хотеть. Что могу ничего не хотеть. Хотеть по-другому, не так как кто-то рядом. Если я хочу иначе. Думаю иначе..Чувство вины и зажатые плечи от того, что боюсь Ужас. Этот ужас похож на чёрную изоленту сдавливающую изнутри и стягивающую тело вниз , вязкую, Как воск, плохо отличающуюся массу, отдирая которую становится ещё больнее, чем не отдирая."
~~~~~~~~~~
Когда началось лечение:
Первые 3 месяца: адаптация к антидепрессанту, тревога за последствия приема, стыд от осознавания, что у нее "это".
Смена антидепрессанта помогла снизить тревожность, состояние Оли постепенно начало улучшаться. "Я никогда не думала, что может быть легче, жалею, что не позволяла себе помочь раньше". "Я начала замечать, что к ситуациям, где я раньше принимала всё близко к сердцу, уязвлялась и чувствовала вину, я стала относится спокойно, ровно. Я стала видеть других людей , с их проЯвлениями и эмоциями и не брать их эмоции на себя, не реагировать остро и не чувствовать всю ответственность за всё в какой-то ситуации на себе. Я стала замечать вещи, простые обыденные вещи: еду, запахи, пейзажи, которые стали меня радовать,как когда-то в детстве.если я остаюсь одна в тишине, это воспринимается для меня нормально, я даже получаю от этого удовольствие. На меня не давит тишина, я не думаю, что что-то;+ может случится ,я больше отпускаю и уделяю внимание простым вещам.. я перестала страдать. "
Если вы обнаруживаете, что похожие симптомы есть у вас и написанное выше вызвало у вас сильный отклик, позвольте себе обратиться к профильному специалисту и найти группы поддержки по депрессии.
*Все имена и события вымышлены, совпадения с реальными случаями случайны.
Горе и утрата (для практикующих терапевтов)
" Grief and loss"oт TAOMI - Therapeutic Art of Movement Institute (горевание и утрата, курс повышения квалификации по телесной работе)
- утраты бывают очень разные: утрата близкого, дома, идентичности, предмета, роли, работы, мечты..
- механизм проживания утрат схожий.. однако время, интенсивность горевания у каждого своя. Мы не можем судить о других по своим собственным ритмам. И следует уважать время, необходимое другому для проживания горя.
- в настоящее мире онлайн коммуникаций и широкого распространения гаджетов - утрата гаджета достаточно ощутимая - так как в маленьком приборе концентрируется информация, связи, быстрый доступ к общению и тд. Потеря гаджета - как потеря связи с внешним миром.
- когда есть утрата, поддержкой может быть присутствие среди других, даже без активной включенности во взаимодействие. Голоса других, сообщность, объединенность общим разделяемым процессом- это поддерживает.
- важно давать себе время горевать, разрешать себе НЕ соответствовать ожиданиям других людей, о том, сколько и как вам следует горевать, "когда приходить в норму" и когда "уже пора продолжать жить".
- через движение (через направление внимание на тело) можно прикоснуться к переживаемому опыту с другой стороны, рассмотреть с другой перспективы.
- важны ритуалы при утрате. Ритуалы использовались всегда, разными народами и символизировали собой определенные этапы... Отпускания и прощания , например... поддержания связи с утраченным через внешние действия или объекты, чтобы придать этой связи ощутимую форму. Вывести невозможную (в виду факта утраты) связь из внутрипсихического во вне. Материлизовать.
- Травматическая утрата - утрата , которая сопровождается травматическим событием ( с присущей этому внезапностью, непредсказуемостью, неконтролируемостью и др). И сопровождается симптомами как горя , так и травмы.
- рушится прежняя картина мира (представления о мире: о справедливости мира, о безопасности вокруг и др), представления о других людях, о себе;
- вопросами принятия смерти и/ или неопределенности;
- поиском новых смыслов;
- недоверием к другим людям;
- могут появляться идеи вины и осуждения;
- симптомами травмы.
- Существует модель двойного совладания с утратой. "dual process model of coping with bereavement". В которой выделяют процесс (в моем понимании: внутрипсихический), ориентированный на потерю (все,что связано с проживанием горя, воспоминаниями о прежней жизни, потерей прежних связей и т.д.), а также процесс, ориентированный на восстановление ( замечание изменившегося мира, проживание настоящей жизни, отдых от или избегание горя, установление новых связей, новой идентичности и т.д). И важное внимание в этой модели уделяется переходам (качаниям, осцилляициям) от одного процесса к другому. Важно само это передвижение и важно, во-первых, помнить про эти два полюса, во-вторых, то, что в виду этого передвижения, человек может (либо этому обучается) контролировать степень "погружения': на сколько есть готовность сейчас продвигаться в процесс горевания или есть необходимость в передышке, накоплении ресурсов (в зоне восстановления), заметить, нет ли избегания темы утраты и потери, находясь всегда только в полюсе восстановления и стоило бы повернуть в сторону горевания ,чтобы "доделать нужную внутреннюю работу", осмыслить произошедшее.
- Терапевтическая работа в данном случае на первоначальном этапе может заключаться в психообразовании, повышении осознавания возможности контролировать "степень погружения" в тяжёлые переживания, поддержание памятования о втором полюсе: о важности как "процессинга" утраты, так и выстраивания новой жизни.
- Очень часто человек в процессе горевания сталкивается с оценкой со стороны окружающих: сколько ему или ей нужно горевать ( "хватит уже плакать, соберись, начни новую жизнь"/"сколько можно, ты должна /должен взять себя в руки наконец, уже столько времени прошло!"), Или с оценкой того, как сильно и в какой степени "правильно проживать утрату", что заставляет его/ее избегать проживания своих чувств, состояний в виду "неуместности" и будучи под влиянием окружения. Важно встречаться с переживаниями утраты. Исследования показали ,что у тех, кто избегает горевания последствия хуже , чем у тех, кто идет навстречу своим переживаниям. (Сами исследования не читала, взяла цитату из курса от профессора Mariana Eberhard ).
- Метафора - это gate-keeping for emotions. "Привратник" для эмоций.
- Чем телесное проживание горя помогает?: - Контакт со своим телом, телесными процессами позволяет находится в настоящем моменте, принимать жизнь с разными ее проявлениями- жить. Осознание и принятие, позволение себе своего телесного процесса позволяет /научает быть более толерантными к проявлению горя у других.
- Горе/утрата постфактум является свидетельством ценности и важности утраченного. Горевание обозначает, что мы любили что-то (кого-то) и потеряли, что было ценным.
- Один из возможных исходов: соматизация горя, когда подавленные эмоции переходят в телесные симптомы и болезни. Проживание эмоций горя на телесном уровне позволяет снизить риск соматизации.
- Риторический вопрос: чего мы больше всего боимся: отпускать что-то или встречи с ощущением пустоты и "owning nothing" и что ничего нет? (Имеется в виду,видимо , что того , что было, уже нет).
- Иногда люди боятся отпускать, ослаблять "памятование" об утраченном (человеке, например) , и таким образом процесс горевания зацикливается , как будто не меняется в интенсивности и становится "привычкой".
- Можно ли сказать ,что у горя есть завершение? ...Горе не покидает нас, оно изменяет нас.
В проживании горя нужно время и пространство быть с этим.
- Политизация горя: отсылка на "общепринятое" в социуме отношение и влияние на "ожидаемую и приемлемую": продолжительность горевания( вот столько норм, а дальше "соберись/сколько можно и тд"), как должно выражаться горе (каким способом ок, а каким не ок, что можно носить, что нельзя и тд), или , что обязательно "нужно быть счастливым, продуктивным, эффективным, функциональным" и "нет времени' на горе,; "если ты несчастлив и в горе , то ты виноват, что другим становится рядом с тобой плохо , так как "ты приводишь других в состояние несчастья"; стыжение и отсылки к ненормальности, когда индивидуальный процесс горевания не соответствует "общепринятым", восприятие горевания как "слабости и бесцельного процесса". Горевание может быть по-разному использоваться политикой и "политизироваться": признание каких-либо утрат (смертей) более ценными, других нет (в военных конфликтах), манипулирование над переживаниями и горем для отвода внимания от причин, приведших к этому и тд
- Исчезла культура горевания. Нужен смысл , что происходит и зачем, сообщество, структура с простыми ритуалами ...
- У одних горе проживается как пустота, у других как тяжесть... Ощущения и спектр переживаний индивидуален..
- Боль может быть мостиком к принятию смерти.
- Иногда найти смысл и "как-то обосновать" случившееся и то, что привело к потере, невозможно. Бывает, что нет слов, нет ничего, что могло быть хоть на грам стать "значением" случившейся утраты. И это значит, что мы никогда не увидим компенсацию случившегося и это трагедия.
- Важность состоит в валидации и признавании этого. Говорении о горевание
Терять себя, чтобы сохранить себя
И человек может чувствовать себя "странно" в относительно безопасной обстановке, среди обычных людей, которые имеют положительные намерения.
Быть "на чеку", "в бдительности" к тому, что вокруг, потому что ТАК случилось, что в этом этот человек стал "силен", есть этот навык. Он когда-то помогал выживать, адаптироваться, ориентироваться там и тогда. И, возможно, яркие события, эмоции, переживания, какие бы ни были "позитивными" или "негативными"- любые эмоции большой интенсивности "захватывают" и выводят из равновесия, привнося оттенок неспокойствия и неконтролируемоти, страха "потерять себя".
А человек научился "терять себя". Потому что там и тогда это был единственный способ справиться с тем, что пугало и повергало в ужас. Это ни хорошо и ни плохо, это то, что долгое время помогало жить, сохраняя себя.
Парадоксально, правда?
Терять себя - чтобы сохранить себя.
---
Как тебе сейчас живется? Есть ли места , где ты можешь быть собой?
Где тебе безопасно?
Есть ли любящие глаза, руки, голоса, которые могут тебя увидеть, урыть, сказать доброе слово? Какие отношения у тебя с собою сейчас?
------------------
Чтобы узнать /воссоздать правду своей жизни, историю того, что случилось раньше и как справлялся(ась), и как это влияет на тебя сейчас- требуется большая смелость и готовность. Готовность встретиться лицом к лицу к правде, к тому что было так, а не по-другому. Что если было насилие- это было насилие. Что если было отвержение, буллинг, неглект- это было так.
Что если кто-то не любил, то не любил. В какие-то периоды жизни не любил, не смотря на то, что были моменты, когда любили.
После определения того, что ЭТО было, начнется горевание и разные стадии его проживания. Это будет горевание для исцеления. Когда слёзы, выплаканные столько, сколько нужно, будут появляться реже, станут появляться без захвата всего существования, без затягивания в воронку боли. Слёзы станут целебными, облегчающими, прикасающимися к зажившим ранам своей соленостью, но не обжигающими.
Мир не лишён ненависти и насилия.
Будет происходить то, что затронет твои собственные раны, и если ты прикасался (ась) к ним раньше, пробуя их исцелить, аккуратно обрабатывать и относится к ним бережно, ты сможешь увидеть точку, в которой тебе придётся сделать выбор: продолжать (стать проводником) насилия или нет.
(2023г)
Дисфункциональные отношения
После примеров привожу некоторые пути, направления, что делать, если вы обнаружили себя в каком-то из вариантов отношений "без удовольствия".
1. Отношения - "подстройка".
В таких отношениях получается "всегда" подстраиваться под другого.
Со-настройка ("преконтакт", время сориентироваться в себе и другом) тут с партнером есть, но с перекосом полностью в сторону партнёра (Другого) с забыванием о своих ощущениях и о себе - по сути взаимодействие из отсутствия Себя, "подстройка".
Причем подстройка с разной степенью :
- постоянного предугадывания поведения партнёра.
Когда "танцуется" в таких отношениях из постоянного обдумывания, будучи в состоянии "на чеку": только бы подстроиться, предугадать партнёра, "не дай бог сбиться" или "что-то не так пойдет". Ведь если что-то "пошло не так" - Много вины и самобичевания. После чего ещё больше укрепляется состояние "на чеку' и ещё бОльше желания предугадать, чтобы только "не сбиться" еще раз.
Дышать в таких отношениях получается поверхностно, сжато. Нету места импровизации, спонтанности и самовыражению. Недостаточно внимания к себе и к внешнему миру. Закупоривание на взаимодействии, "всё" внимание к партнеру.
Партнер или всегда прав, или "идеален" и никогда не может а-приори ошибаться.
- часты интерпретации состояния партнёра (улыбки, мимики, взгляда и тд).(зацикленность на состоянии партнёра).
Например, очень важно, чтобы партнер улыбался. А если не улыбается, то значит недоволен. А если недоволен, то обязательно из-за меня.
Или если не улыбается, то значит я недостаточно хорош(а) для него. Значит что-то делаю не так.. Надо значит как-то сильно стараться начать, чтобы повлиять на его (Другого) состояние, чтобы улыбнулся (ась).
- терпение дискомфорта:
Например: партнёр сильно сжимает руку, держит в очень тесных объятиях, "бросает"едкие шуточки
Дискомфорт может быть и не замечен сразу, "странные" ощущения могут быть приняты за "так, вроде, нормально", пока не обнаружатсяс имптомы ‚ например: "головная боль", раздражительность, сильная усталость и т.д.
А если дискомфорт замечен ‚ то "надо" обязательно терпеть - ведь это "я что-то не так делаю, партнер все правильно делает", "это со мной что-то не так".
И, конечно, ни в коем случае о своем дискомфорте Другому не говорится, а то "партнер обидится, разозлится или вообще прекратит общение". "Лучше потерплю, зато буду в отношениях" (а то "уже возраст такой, что пора и замуж", "стерпится -слюбиться" и т.д.)
Итого, получается, что:
1) дискомфорт ощущается не сразу. Он остается незамеченным. Замечаются только последствия. То есть нет навыка/привычки/опыта замечать себя и нет обращения к себе вопроса "мне комфортно или нет". Я выбираю дискомфорт или "это со мной происходит"?
И какова цена "дискомфорта", если я его выбираю сам (а)?
2. о дискомфорте не говорят (ибо страшно, неловко, стыдно, очень волнительно, "так непринято", "стерпится - слюбится"), удерживают напряжение, может быть злость на партнера, но выбор в сторону "замалчивания". А это, в свою очередь, приводит к обращению злости на себя.
2а. Находятся объяснения дискомфорту: "партнёр прав, это я сам (а) виноват (а)", "стерпится- слюбится".
3. Говорить/разговоривать? - "так непринято", "само рассосётся", "разговор ни к чему хорошему не приводит", "разговор приводит только к ссорам" и т.д.
2. Отношения - монолог.
В таких отношениях один из партнеров используется как "объект".
Например: для отрабатывания каких-то "навыков" или "подкрепления статуса "хорошей жены/мужа", "успешного мужчины/женщины": "смотрите-ка , сколько я всего умею: и то, и это, и вот я счас на "своем" человеке вам это покажу, что я умею, "какой я".
В партнере игнорируется человек, партнер(ша) воспринимается как роль, функция, которую можно подстроить, настроить на "свой лад".
Со-настройка (преконтакт, прислушивание к Другому, обнаружение себя и Другого) - если есть, то с целью дальнейшей "перестройки" партнёра "под себя" либо этого этапа вовсе нет.
Может проявляться как недовольство партнером (шей): "все он(а) делает не так", желание что-то обязательно сконструировать в точности, как задумывалось. Тот , кто "главный" обычно предлагает множество разных вариантов всего, из своего желания , видения, без адаптации под контекст/ ситуацию. Цель - сделать всё "идеально" ,что бы это ни стоило и все равно, что там с другим. Отсутствует чувствительность к партнеру (ше).
А если что-то пошло не так: это как "вызов": раз, еще раз повторить свою позицию, жестче , чтобы партнер (ша) все же сделал (а)- так "как надо".
-Может быть и вербальная критика и желание подстроить полностью под себя партнера (шу).
-Это может быть сухое безэмоциональное отношение из состояния "ну ок, ну ладно, ну побуду с тобой", либо с попытками исправить, подстроить, оставаться недовольным (ой) , но и (внимание!) - не прекращать отношения, пока не получится-таки подстроить на свой лад и сделать "идеальную картинку".
Такие партнёры(партнерши) находят сочетание с теми , кто " подстраивается". "Идеальная" пара.
3. Отношения -напряжения
Отношения, в которых может быть удивительное "мастерство" партнёра, правильность и в то же время сковывающая напряженность.
В объятиях может быть трудно дышать, порой от давящего объятия, порой от тяжелого, напряженного прикосновения рук.
Напряжение в плечах, они подняты и как "неживые". Движения порывисты, иногда жёсткие. Может быть ощущение жесткого отклика на что-то. Есть сверх-четкость и сверх-напряжение. Как будто если вдохнуть , напрячься, поднять плечи вверх и в таком состоянии жить. Это чем-то напоминает занятия физическими упражнениями (в тренажёрном зале, например) и выполнение их, перехватив дыхание, напряженно (чуть ли не до покраснения от нехватки воздуха).
Попытки к "диалогу" случаются, но не пробиваются через "напряженные оковы".
Если "что-то пошло не так": напряжение усиливается прямо-пропорционально размеру "косяка". После общения: ощущение зажатости, напряжения, нехватки воздуха.
Отчего так может быть:
-Много напряжения в теле из-за удержанных долгое время эмоций, переживаний (злости, вины, обиды, стыда). Или что-то недавнее , но не прожитое и накопившееся в напряжённых местах, поверхностном дыхании.
-Физические причины- проблемы с телом, есть проблемы с позвоночником, мышечные проблемы и тд
-Страх партнёра (ши) ("что-то в нем (ней) есть пугающее есть,что я зажимаюсь и напрягаюсь").
-Страх сделать ошибку, старательность все делать правильно , от этого напряжение нарастает,
- сильное смущение, волнение рядом с партнёром
-стыд: "стыдно" проявляться, импровизировать, быть собой ,с разными проявлениями себя.
А вам знакомы такие отношения, что описаны выше?
Что делать, если вы обнаружили себя в отношениях без удовольствия и/или у вас не получаются отношения, которые вы хотите?
1) понять, а как вы хотите:
- если есть понимание, представление - окей, двигаемся дальше;
- нет понимания, представления - можно пробовать понять, какой вы человек. Что вам доставляет удовольствие?исследовать собственную коммуникацию,
Например: на терапевтических группах (где поддерживающий формат наиболее адаптирован для исследования себя)
2) развивать чувствительность и понимание своих эмоций, ощущений.
- появится возможность замечать вовремя дискомфорт и что-то с этим делать (не терпеть, для начала);
- поняв себя, свои в первую очередь эмоции, реакции, ощущения - вы сможете понимать (чувствовать это у партнера).
3) научиться коммуницировать с партнером:
- или научиться в принципе разговаривать с другим человеком: говорить о себе (о своем состоянии) и слышать понимать его;
- или научиться другим формам разговора (что я имею в виду: одно дело если я обозначу свое состояние громко, с напором и повышением тона, с "требованием", совсем другое - спокойно, ровно, с просьбой)
4) разобраться с зажимами, напряжениями в теле:
- массаж, йога, пилатес и т.д.- все практики и занятия, которые вам по душе;
- если чувствуете, подозреваете, что есть психологический контекст (попадаете регулярно в похожие ситуации, повторяются определенные привычные реакции с дискомфортом, замечаете связь между какими-то ситуациями и телесными симптомами:
- на личной терапии: поисследовать индивидуально, что вас беспокоит, как давно и в каких ситуациях происходит, что могло привести к этому и что вы в принципе хотите, чтобы было (можно придти ко мне на консультацию);
- на группах ТДТ (танце-двигательной терапии)- поисследовать то , что вас беспокоит через движение (танец) с сопровождением танце-двигательного терапевта: как и что с вами происходит в этот момент, попробовать по-новому, по-другому
- на группах гештальт- подхода - в данном формате можно хорошо поисследовать привычный способ коммуникации, увидеть и попробовать, как можно по-другому. Если кого-то интересует данный формат - обращайтесь ко мне, порекомендую.
Одиночество
Когда -то ранее я предлагала подписчикам в Инстаграм*е поучаствовать в опросе про страхи, боли, желания и мечты.
Вот 4 сложности, которые многие выделили: чувство одиночества, хронический стресс, нереализованные амбиции, отсутствие целей и мотивации.
Давайте рассмотрим чувство одиночества….
На что похоже оно у вас?
-Это отсутствие единомышленников, людей, с которыми можно разделить те или иные мысли, чувства, ощущения?
-Это физическое отсутствие людей рядом и нехватка нахождения рядом кого-то?
-Это состояние после утраты, потери близкого человека?
-Это состояние принятия/признания общечеловеческой данности, что мы все одиноки и нет идентичных и похожих, повторяющих нас людей?
- Какие чувства и переживания сопровождают ваши мысли про одиночество?
Может быть это отсутствие связи, связанности, близости с кем-то, начиная с себя самого (ой)? Как если бы жизнь проходит по принципу кинофильма и вам не с кем его обсудить… А роль, которую вы исполняете вам уже давно не нравится, наскучила или вы вообще не понимаете, как вы в этом “сценарии” оказались?
Может быть это отсутствие знания и понимания, что вас могут услышать, вас слышат, видят, замечают. Отсутствие внутреннего знания, что вы кому-то нужны и важны? Что вас любят?
Может быть это тактильный “голод” о прикосновениях, которые передают тепло и поддержку? Чья-то рука на плече или на кисти? Или чьи-то глаза, которые смотрят на вас с интересом и любованием, находясь рядом с вами собою, своей живостью, жизненностью?
Что это конкретно для ВАС? (комментарии с ответом/размышлениями и рассуждениями на вопрос приветствуются)
Когда я пишу этот текст я ловлю себя на мысленном обращении к читателю.
Мое состояние оформляется в интерес к тому, чтобы выделить какие-то различия в общем адресате, который называю “читатель”. Энергия и внутреннее любопытство нарастает от желания разглядеть и рассмотреть за обезличенным термином конкретных людей, уникальных в своем способе жить, воспринимать жизнь и одиночество. Я заметила, как появилась первая интенция написать какое-то одно определение “одиночеству” - зафиксировать и стабилизировать в одном понятийном формате.
Выбрать ОДНО определение и сделать его единственно верным и/или позицией, которую буду транслировать. И в таком варианте, я осознаю свое одиночество, отдельность. Вот у меня так и это моя правда. Это может стать темой моего интереса к самой себе и в этом будет вполне комфортно, несмотря на одиночество.
Когда я думаю о РАЗНОСТЯХ, о вариантах, об отличии людей друг от друга, разных контекстах, влияющих на восприятие и картину мира отдельного человека, когда я определяю для себя возможность встречи с иным по содержанию, пониманием, во мне просыпается любопытство. Любопытство не обремененное страхом отвержения или ожиданием “несвязи”.
----------------------------
НА телесно-двигательных группах (которые я провожу в Минске) тема одиночества и связи проявляется явно через телесные “феномены”. Например, невозможность осознать свое тело, замечать его, гибко и легко направив свое внимание на тело, определить, что “я есть”, вот моя рука, нога и т.д. - это может говорить о размытости представлений о себе и о других.
Если я физически себя не определяю, тогда получается я и другие, как-то склеены, сцеплены в моем сознании, НЕразличимы. Тогда то, что происходит фактически ВНЕ меня, как-то быстро затрагивает меня или то, что внутри меня присваивается тому, что происходит снаружи (с Другим, у другого). Это место, где люди часто говорят “меня как будто нет” , “я не ощущаю себя”.
Там, где отсутствует различение, формируется слияние.
Знаете, это как смешать две краски и получится какая-то субстанция новая, объединяющая.
Бывает, что люди наоборот, проявляют тенденции избежать “соприкосновения” с другими, не приближаться. Сознательные “защиты” выстраиваются таким образом, что человек держится на дистанции. Это далеко не всегда значит, что есть отдельность, есть различение себя. Часто это “обратный полюс” той же истории.
Когда я сознательно “думаю” про свою отдельность, но фактически , не знаю или не понимаю, не имею собственного опыта проживания этой отдельности рядом с другим.
Я могу иметь МЫСЛЬ и ИДЕЮ про отдельность и даже могу защищать эту идею и другим, правда, будет казаться, что “этот человек” такой отдельный, к нему не подойти, не приблизиться.”
А физически, может быть отсутствие понимания, что я чувствую, что ощущаю, как я реагирую на что-то. Могу не замечать, когда кто-то близко подходит и уже неприятно, просто потому что, не буду ОЩУЩАТЬ это, уходя моментально в рациональную сферу, где скорее всего встречусь либо с растерянностью “что делать, как отреагировать, что это значит”, либо с тревогой , что срочно нужно что-то делать.
Итак мои размышления привели меня к взаимосвязи темы одиночества с темой зависимости и контрзависимости и с темой ощущения своего телесного бытия.
Где с одной стороны, я могу достаточно хорошо осознавать себя, иметь интерес к себе быть в своем одиночестве самодостаточной и в комфорте. Желать быть в отдельности и организовывать себе это в той мере, которая мне необходима периодически обращаясь к другим людям, для взаимообмена, близости, тепла , поддержки и т.д.
Могу зафиксироваться с одной из сторон: быть всегда отдельной, недоступной как для себя (собственного интереса к себе), так и для других. буду отгораживаться и разными способами укреплять способы дистанции с другими людьми. Не осознавая свои потребности в близком контакте, но, находясь рядом с другими, получается, буду что-то такое “непрямо” транслировать, чтобы как в испорченном телефоне или сложной головоломке, меня либо разгадали либо смогли понять “сложный механизм” послания, что я на самом деле очень нуждаюсь в близости, но “не подходи ближе,отойди”. Буду сильно хотеть быть узнанной, распознанной в своей потребности, но чуть что- начну обороняться, ускользать, закрываться, уходить, довольствуясь крохами “внимания”.
Могу быть “направлена” фокусом своего внимания на внешние обстоятельства, людей, теряя ощущения своего тела, себя, понимания, где я, где другой. И таким образом, находясь “в тумане, пелене, недифференцированности, чувстве отсутствия”.
Закончу это цитатой:
Когда мы перестаем чувствовать свое тело, мы отрезаем большую часть опыта от своей жизни и теряем осознание того, кто мы есть.
Когда мы перестаем замечать прикосновение окружающего мира на нашу кожу, мы теряем связь с важными частями того, кто мы есть. Мы отсекаем себя от того, что происходит внутри нас, подавляем свои симптомы таблетками или усилиями воли , в попытке подстроить или контролировать ответы своих тел. Когда мы прекращаем слушать свои тела, мы отделяем себя от источника- внутреннего ощущения того, что происходит внутри нас и что нам нужно сделать в связи с этим. Племенной народ называют потерю этой связи ,"потерей души", это рассматривается как наиболее частая причина заболеваний.
[цитата из статьи "beneath our words" Miranda Tufnell, перевод с английского мой)]
Взрослые дети алкоголиков (ВДА)
Cлучай
Саша*:
“Мне бы хотелось, чтобы кто-то меня забрал. Спас.Достал меня из пепла, из горящего дома, "негорящего" на самом деле . Не горящего видимым пожаром, без очевидных языков пламени. Без дыма, без запаха. Я бы хотела ,чтобы меня спасли и достали от туда, куда я попала ,не выбирая. Оттуда, где я прикована ужасом, тревогой и страхом, прикована, скована, заморожена и сфокусирована "аварийной системой" на опасности. Я бы хотела ,чтобы кто-то взял меня в этот момент за руку или подхватил все тело и унес, увез из эпицентра невидимого пожара. Огня, плавящего душу. Я бы хотела , чтобы человек из рекламы ,где счастливая семья сидит за стол и радужно кушает бутерброд, встал и протянул мне руку. Пришел, увидел то, что происходит в моей семье и забрал."
------------
Взрослые дети алкоголиков.
немного про семейную систему при алкоголизме:
(На мой взгляд, принципы, свойства, описанные ниже, могут встречаться в любых типах ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ семей. Например, в семье, где нет алкоголизма, но есть все признаки дисфуннкциональности: эмоциональное, физическое, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями и тд. Может быть родители являются сами ВДА и проявляют определенное поведение к своим детям.)
- алкоголизм поражает всю семью..
- Семья перестает быть гибкой, появляется ригидность, формируется определенный свод правил
-Нежелание семьи признать реальность, связанную с наличием алкоголизма
- Искаженное восприятие реальности: изоляция (семья ведёт себя так, чтобы изолироваться от других)
- алкоголик/зависимый становится центральным. В здоровой семье все примерно равноправны. В зависимой - семья вращается вокруг этого человека. Его поведение непредсказуемо, и вся семья подстраивается. Присутствует тревога, неизвестно, в каком состоянии придет зависимый и какое у него будет поведение.
2. ВДА (Взрослые дети алкоголиков)
-понятие в психотерапевтической практике, для тех, кто страдает от последствий пребывания в детстве в семье алкоголика.
Чтобы выжить в такой семье, у ребенка вырабатывается определенный стиль поведения: роли выживания.
Ребенок-герой
Мотив: получить любовь, которую без дополнительных условий получить невозможно. Так как родители поглощены своими проблемами (сфокусированы сами на себе), ребенок старается хорошо учиться и т.д., чтобы каким-то способом получить внимание родителей.
Такой ребенок в будущем может стать трудоголиком, работать на износ, а в остановке и паузах испытывать тревогу, от которой снова начинать работать.
2. Ребенок-шут
Когда с детства существует запрет на предъявление “негативных” эмоций, которые были непереносимыми для родителей. (“Ну не плачь, папа же тебя любит” , “Не распускай нюни, люди к тебе потянуться”). Многое саркастически обесценивается значимыми взрослыми. Мотив ребенка-шута: бегство от боли. Засмеивание боли. Смех - как защитная реакция.
Взрослея, начинает вести себя неоднозначно, поведение отдельно от проявлений. Рассказывают о грустных вещах и смеются.
Приходят в терапию, когда появляется психосоматика (болезни и симптомы как следствие удержанных , непроявляемых эмоций). Так как связь с реальностью оторвана, есть обесценивание чувств, незамечание своих реакций тела.
3. Ребенок- “козел отпущения”.
Кода в дисфункциональных семьях присутствует конфликт, может быть (например) так, что мать не высказывает свою реакцию отцу-алкоголику напрямую (из-за страха его ответной агрессии), а переносит свою агрессию на ребенка, вплоть до применения физического насилия. Ребенок становится “козлом отпущения”, родители “выливают свои эмоции на него”. В виду незащищенности и выученной беспомощности рядом со значимым “агрессирующим” взрослым, такой ребенок может попадать в аналогичные ситуации в школе (в частности, в ситации буллинга)
Потенциальный пример человека с комплексным постравматическим синдромом в будущем. Такие люди могут продолжать играть эту роль на работе, в своих взаимоотношениях. Много терпеть. Либо не знать, как справляться со своими вспышками гнева и эмоций (при бОльшем контакте со своей агрессией).
4. Ребенок- потерянный.
Роль, когда ребенку дают послания "не живи, не плачь, не проси слишком много", запрещают просто всё.
Родитель не выносит своих переживаний, своего внутреннего ужаса и блокирует всю витальность, “живость” у ребенка. По сути, родители "не выносят" своего ребенка и проявления жизни в ребенке.
Вырастая, такие взрослые испытывают проблемы с запретом на жизнь: тяжёлая депресия, алекситимия.
5. роль-спасателя
Если у ребенка-героя основной мотив - получить любовь через достижения, то для ребенка -Спасателя важным становится “сохранить семью”. Ребенок в буквальном смысле вклинивается между родителей, когда те ругаются, пытаясь их “спасти” от развода, конфликта, от насилия друг другy.
В то же само время у него есть чувство неважноcти, родители неосознанно вытесняют ребенка из своей семьи. Ребенок может начать часто болеть, чтобы перевести внимание родителей с ругани на себя.
Во взрослом состоянии, такие люди становятся "жилетками", спасателями. Могут очень чувствительно реагировать на какие-то события. Телесно могут очень чувствительно реагировать на какие-то события.
*все имена вымышлены, совпадения случайны
Травмы из детства ( в контексте кПТСР) (для клиентов)
кПТСР - комплексное посттравматическое стрессового расстройство, (вдохновение на написание поста получила после прочтения книги Пита Уокера "Руководство по восстановлению детской травмы"). кПТСР зачастую является инфантильной комплексной травмой. Инфантильной - означает, что травматические события, которые повлияли на развитие посттравматического стрессового расстройства, произошли у человека, когда он был ребенком.
Влияние травм на психику.
Существуют разные (противоположные) точки зрения на влияние детских травм на текущую жизнь.
С одной стороны: есть полюс, в котором очень большое значение придается травмам. Где практически, погружаясь в эту тему, люди оправдывают всё, что они делают в жизни тем, что "у меня была травма, поэтому так". Либо вторая крайность, которая как будто бы нивелирует то, что это (происходящее там и тогда) действительно имеет значение: "давайте мы вообще не будем рассматривать травмы. Возьмите ответственность за свои действия сейчас на себя и нечего оправдывать свои действия прошлым". На мой взгляд, эти обе крайние точки зрения - это крайность.
Если человек уходит в переработку своих травм без переосмысления того, что с ним случилось, без попытки сделать какие-то шаги, продолжая жить этим, то конечно, такая позиция больше оправдательная "вот у меня так было, поэтому у меня так сейчас в жизни" , " с меня взятки гладки, потому что вот у меня такое было детство".
С другой стороны - невозможно игнорировать влияние длительно существующих факторов. Факторов, которые нарушают естественное развитие психики, когда отсутствует поддержка и принятие. Факторов, которые присутствовали долгое время и которые способствовали формированию определенной структуры психики у человека. Чаще всего у таких людей внутри НЕ "внутренний адвокат", не тот, кто принимает себя, а "внутренний критик", который обесценивает. Такие люди имеют Высокие требования к себе, завышенные, чаще всего. Нельзя просто забыть об этом и строить свою жизнь, делая вид, что ничего не случилось. Это невозможно, потому что эта ситуация формировалась с детства и влияла на бОльшую часть жизни человека.
Признавая наличие комплексных посттравматических стрессовых расстройств или инфантильных травм, полученных в детстве из-за эмоционального, физического или психологического насилия или отвержения, не следует использовать это как оправдание. Важно научиться с этим жить так же, как и с любым другим заболеванием. Существуют способы облегчить себе жизнь.
ЧТО ДЕЛАТЬ при кПТСР
Когда у вас есть комплексное посттравматическое стрессовое расстройство или инфантильная травма, полученные в детстве в результате эмоционального, физического или психологического насилия или отвержения, есть смысл познакомиться с ним, понять, какие симптомы у вас есть, как это проявляется и как можно решить эту проблему вместе со специалистом.
Чаще всего такие проблемы решаются с помощью специалиста, потому что достаточно сложно разобраться с какими-то конструктами, которые были установлены рядом со значимым взрослым там и тогда. Это может потребовать нескольких лет, чтобы немного переформатировать свое мышление и накопить опыт противоположный тому, который вызывал проблемы. Нужен баланс, где вы не только находитесь в крайней точке непринятия себя и отвержения, где происходят перепады настроения и реакция вашей нервной системы "в аварийном режиме", но также и чтобы перепады внешних факторов более стабильно проживались.
Цель заключается в том, чтобы улучшить восприятие себя и принятие себя. Необходимо научиться принимать себя таким, какой вы есть, осознавая ваши ресурсы, ваши качества и взаимосвязь с контекстом.
Также важно научиться принимать эпизоды эмоциональной регрессии, то есть тех состояний, когда вы возвращаетесь в детский возраст, где были беспомощные и бессильные, неспособные на что-то повлиять.
Эмоциональные регрессии будут случаться с вами, но реже, и у вас будет возможность их регулировать. Возможно также научиться опираться на свою телесность и не пребывать постоянно в состоянии сверхбдительности и аварийного режима. Чтобы у вас появилась возможность больше отпускать, расслабляться, появилось удовольствие от пребывания в отношениях.
Все это возможно в том числе и через психотерапию, работая с историями, которые с вами были, и предпринимая небольшие шаги постепенно, раз за разом замечая, как вы будете меняться. И само собой важно помнить, что возможно большая часть вашего внутреннего устройства - это на всю жизнь. Что будут категории настроек, которые как фундамент, “несущая конструкция” Вопрос в том , как вы хотите жить дальше, как вы хотите обойтись с тем ,что с вами случилось сейчас.
-------------
Мы не можем исправить что-то, но можем научиться справляться с этим и жить.
Дай себе время. И раны затянуться.
Тело не врёт
Тело - часть неотделимая от восприятия окружающего мира. Наиболее информативен целостный опыт. Когда восприятие «головой» (осознание) синхронизировано, «в согласии» с телесными ощущениями.
Сейчас происходит много «ненормального», объективно вызывающего реагирование на эмоциональном и телесном уровне ( хотя бы потому, что у нас есть «зеркальные» нейроны: наблюдая нечто, происходящее с другим, наше тело «резонирует» с происходящим, даже ,если какой-то опыт непосредственно происходит не с нами)
Так вот, реакции, ощущения (запотели ладошки, появляется вдруг сложность в дыхании или в какой-то степени «замирание», похоладание рук, чувство «тревоги», или «под ложечкой что-то сжалось» и т.д. ), минимальные «предпосылки», что «что-то» не так - могут иметь место всегда. Конечно, тут возникает вопрос, как интерпретировать ощущения. Можно сказать, что ряд ощущений могут отражать «телесную память» и включаться по привычному механизму. Но ключевое слово «включаться».
Получается, что всё –таки что-то «триггерит» , «инициирует» включение тех или иных реакций. И психика человека в этот момент действительно видит в этом необходимость. Значит на данный момент, учитывая весь опыт конкретного человека, все его возможности , ресурсы, ситуацию, события, в котором он находится, у него включается «та самая лампочка» (у каждого своя), которая пытается «что-то сказать». Которая в некоторых случаях включается на объективную угрозу и помогает человеку распознать опасность. А в других случаях – включается просто на что-то «похожее» на опасность, но опять-таки воспринимая все- как реальную угрозу.
Мне кажется важным замечать эту информацию. Эту «невербальную» информацию своего тела. Эта информация - датчик. Когда «датчик» показывает, считывает что-то неверно или постоянно одинаково в объективно разных и не «предполагающих» к таким показателям ситуациях - это уже другая история. Это НЕ повод НЕ слышать свое тело. Вполне может быть, это повод обратиться к «специалисту по датчикам». Где можно разобраться, когда случилась «поломка», что пытается тело «сказать» таким образом. Действительно ли неверно срабатывает. Настроить то, что «закоротило».
Часть 2
Люди, пережившие насилие, систематически , постоянно или однократно и "сверх" адаптационным возможностям, имеют другую настройку систем "экстренного реагирования" в мозгу. (под насилием подразумеваю:
"целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего."
Мозг, скажем так,"сконфигурирован " почти (!) неизменяемой настройкой: "ожидание опасности". Чтобы изменить эту настройку, не просто надо поменять что-то внешнее, на поверхности (поменять окружение, или "начать думать позитивно"). Потому что, реальная " конфигурация" , "черный ящик", (бэкенд) находится глубже.
Надо сконфигурировать более глубокую настройку. И это требует времени, соотнесения взаимозависимостей. Чтобы эта перенастройка не привела к дезадаптации сразу. И потому что на формирование новых нейронных связей требуется время.
Это как с условным рефлексом: усвоенный алгоритм "стимул-реакция" невозможно изменить однократной перестройкой. А как это менять? Воздействуя, разбираясь отдельно со стимулом, отдельно с реакций.
Например, если когда -то в памяти был запечатлен определенный взгляд человека (который совершил насилие), к примеру широко открытый, пристальный взгляд - велика вероятность, что такой же взгляд (с похожими характеристиками), будет восприниматься как "угроза", "триггер", вызывающий ту же телесную реакцию.
Соль в том, что взгляд может быть вообще не про "насилие", например, в виду заболевания щитовидной железы, у человека очень выпучены глаза и пристальный взгляд. И здесь надо разбираться с телесной реакцией, разбираться в интерпретациях "триггера".
Маленькими шагами, постепенно включая " безопасный режим " в безопасных условиях:
Можно протестировать, как это, когда безопасно.Как это, когда безопасно рядом с другим человеком.Включать на время, выключать снова.Исследовать новое состояние.Рационально, это может выглядеть просто.Но телесная память, телесная реакция поддаётся "ре-конфигурации" медленно. Со своим темпом. И важное в этой фразе слово, что
поддаётся.
В рамках психотерапии, в частности.
Берегите себя!
© Т.Г. Райман, 2021. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования
Агрессия - что делать?
Агрессор/агрессия- общие размышления.
Когда мы встречаемся с тем , что испытываем "агрессию ", что именно подразумевается?
Сам термин "агрессия" окутан разными убеждениями, чаще всего всё сводится к "жертва"/"агрессор", где есть тот, кто "виноват" и тот, кто "обвиняет".
Что, если вы - человек, который сталкивается с тем, что агрессия внутри вас? Как вы себя чувствуете, когда понимаете, что можете быть агрессивным? Какие у вас убеждения/оценки этому состоянию? Что для вас агрессия? Убеждена, что ответы у каждого могут быть разными в зависимости от индивидуального опыта, личной истории каждого и тем, как вы объясняете себе агрессию и ее смысл. Для кого-то это форма проявления себя в мире, энергия "делания"/действия - это акт "агрессии", которая воспринимается в "позитивном ключе" и как бы таким образом объясняется ассертивность, проактивность и т.д.
Агрессия как форма взаимодействия с миром , где даже (тут я обращусь к пищеварительной метафоре): откусывая яблоко, мы проявляем агрессивное действие "по отношению к яблоку", кусая и разжевывая его.
Для кого-то слово "агрессия" связывается с разными формами физического и эмоционального насилия. И люди, пережившие в своем опыте это, могут сталкиваться с феноменом "идентификации с агрессором": когда я осознаю, что теперь я поступаю также, как и когда-то со мной. Что теперь я "агрессор" ,рядом с которым я когда-то был (а).
И может быть переплетение/сливание в одно понятие разных понятий: где любые активные проявления себя и действия будут ассоциированы с "подавлением" из-за страха "самому стать агрессором" и/или обнаружением этой агрессивности в себе и "подавлением" любых форм , в которых это может каким-то образом проявиться.
И такой выбор без выбора получается.
Знакомо ли вам такое?
Виды взаимодействия с окружающим миром
Чтобы перейти к теме агрессии стоит прикоснуться к теме, взаимодействия с окружающим миром. А.Лэнгле выделяет:
- активное принятие решения: когда я активно принимаю решение и даю свое согласие на происходящее со мной.
- есть то, что происходит по типу "стимул-реакция": Через автоматические реакции : осознаваемые, но без "моего участия", без принятия решения, что "да, я так выбираю", но они попадают в зону осознания. А есть бессознательные копинг-стратегии, цель которых "выжить".
То есть в первом случае я осознаю, принимаю решение и согласна со своим выбором. По сути отдаю отчёт тому, что происходит, какие последствия моего выбора могут быть и осознанно выбираю что-то. Во втором случае, есть что-то, что я осознаю, "понимаю", но в этом нет активной позиции, нет активного "я выбираю так, а есть "это что-то я делаю , но не понимаю почему", "это происходит со мной" и т.д. И третьи реакции: по сути рефлексы: громкий звук, и голова поворачивается непроизвольно в сторону звука. Это то, что запрограммировано в подкорке.
По Лэнгле, человек агрессивен не потому что "он зол" или у него "слабый характер". Агрессия есть всегда, когда есть угроза выживанию (угроза жизни/даже "нефизическая")
Стадии отклика на опасность:
1 стадия: базовое движение на опасность: бег (энергия присутствует, нарастает, активно используются)
2 стадия: "парадоксальное движение" : борьба, крик, просьба о помощи, отбивание. Энергия нарастает и активно используется.
3 стадия: непосредственно агрессия: максимальная активация сил, чтобы защититься от угрозы. Нападение, как способ защититься. Имеется в виду: в конкретном контексте есть агрессивное поведение, которое имеет конкретный смысл и значение. Максимальное использование энергии.
4 стадия: рефлекс "мнимой смерти": замирание, "паралич".
Формы агрессии (по А.Лэнгле)
1) Ненависть.
Когда "моё бытие", моё "да" чему-то встречает опасность. И тогда это вызывает страх, который не могу вынести. Смысл ненависти: разрушить "другого", уничтожить. Связь с отношениями: Либо я либо другой. Человек в ненависти обычно бледен, с узкими губами," опасным " лицом, без движения "во вне", с выжидающим "поведением"
2) Ярость.
Когда мои хорошие чувства/намерения встречают опасность. Например, в отношениях, когда есть холодное отношение и "я беру его, трясу и "ты идиот, смотри, что делаешь?". В ярости нет разрушения, она направлена на сохранение связи/отношений. "Я хотел бы жить [так-то и так], но то, что происходит, мешает". Люди в ярости живые, краснеют.
3) Злость/гнев.
Когда я не могу сделать что-то, что соответствует мне. Когда есть интенция к действию, но она прерывается.
И когда есть злость: цели сохранить отношения как таковые, нет, есть отстранение. Действия направлены на то, чтобы защититься, сохранить себя, сделать так, как хотелось бы.
Гнев: когда меня не замечают, есть угроза самооценке, критика. В гневе отстранение приобретает вид агрессивного взрыв "это невероятно, это подло, вы не уважаете меня!". Гнев сопровождается встречными нападениями на самооценность.
4) цинизм/возмущение
Переживание бессмысленного. Того, что "в чем я не вижу смысл". И какую-то ситуацию бессмысленности какое-то время нельзя избежать.
Цинизм: "тонкая" форма агрессии, когда есть противоположность тому, что говорится.
Возмущение: форма сопротивления бессмысленным обстоятельствам.
Агрессия: что делать?
Сделать агрессию "видящей" Т.к.изначально она ,слепа": соединить ее с осознаванием:
1шаг.
что ВО ВНЕ делает меня агрессивным (ой)?
Кто является адресатом моей агрессии?
Что настолько затронуло меня?
Важно понимать, что это чувство, которые может быть перенесено с одного человека на другого (условно: злость на начальника на работе может быть 'перенесена" на кого-то из домашних после работы)
2 шаг.
найти то, что агрессия защищает ВНУТРИ? Что она делает важного для меня? Что агрессия защищает сейчас?
Сразу может быть неясно это, и нужно время "отреагировать" через физические упражнения, подушку и ТД. После чего попробовать вернуться к поиску ответа на этот вопрос
3 шаг.
После того, как смысл найден. Появилось понимание, зачем агрессия нужна:
Как можно внести в мир то важное, что есть в агрессии другим способом?
Например, одна из форм говорения о себе в отношениях может выглядеть как:
Произошло ТО и ТО: [перечисление фактов].
Я испытываю по этому поводу ТО и То (чувства)
Потому что это [имеет такое значение/смысл для меня]
И поэтому я прошу о... [Конкретная просьба].
(Опираясь на книгу Маршала Розенберга "ненасильственное общение"):
Пример:
Насильственное общение: «Нормальные люди в такое время музыку не слушают!»
Ненасильственное общение: «Сейчас час ночи, и я слышу музыку из вашей квартиры. Я злюсь из-за того, что не могу уснуть. Мне нужно выспаться, ведь завтра я презентую новый проект клиенту. Пожалуйста, сделайте музыку тише, чтобы ее не было слышно».
Приглашаю на индивидуальные консультации и супервизии. +375291477755
Целостность - что это за зверь такой?
1. Когда-то мы стали воспринимать от тела ощущения. Какие-то сигналы, которые происходили и вызывали какие-то внутренние изменения в нас. Понимания, что это, у нас не было, и, естественно, не имея ещё символического мышления и речи, мы реагировали тем, что происходило, будучи полностью подвластными телесным явлениям и реакциям. И окружающая среда ( в "идеале") делала нам "хорошо" в ответ на наши физические реакции: кормила, согревала, обнимала, освобождала от естественных отходов.
(Позже, у нас появятся первые ассоциации (взаимосвязи) с тем, какая реакция в теле и как это "влияет" на окружающую среду.)
Психоаналитики пишут о том, что младенец изначально в слиянии со средой: среда как продолжение себя: что-то случается - происходит отклик и причиняется "хорошо".
В "идеале" младенцу"должно быть хорошо в материнской заботе ("holding"): ведь только -только вышедший на свет человеческий организм беззащитен, уязвим и полностью зависим от родителя. И такие условия неразделенности "я-среда" (слияние) по сути являются необходимостью для дальнейшего роста и развития. Это слияние с наличием управляемой постоянной обратной связи от среды: основа "естественного нарциссизма" (если мне память не изменяет, именно об этом и речь) : когда конкретный мир конкретного младенца фактически крутится вокруг него и удовлетворяет его потребности,(неопеределяемым и непониманиемым) для него ещё образом, этот мир считывает потребности младенца. Такой фундамент в будущем, видимо, определяет внутреннее ощущение базового доверия к миру: с откликаемостью, обратной связью, принятием. (Приходят на ум такие формулировки, как пример будущих установок: "Чтобы ни случилось, меня примут", "отклик на мои потребности будет" , "в мире в целом хорошо, и я могу ему доверять: что чтобы ни случилось найдется решение и все образуется" ...)
Что дальше...
Младенец периодически сталкивается с тем, что окружающая среда не всегда откликается, не всегда "сразу" причиняет "хорошо": таким образом, как пишут, формируется постепенно восприятие внешнего как "хорошо"/"не -хорошо"(когда нет отклика сразу или вообще). Постепенно ребенок, видимо, научается замечать "инаковость" окружающего мира: мир выделяется чем-то ,что неконтролируемо. То есть "мир вокруг - это не я", это - нечто- иногда "я", иногда "не я". Чем дальше, тем интереснее: по мере роста появляется сидение, ползание, интерес к объектам вокруг: потрогать, укусить, посмотреть. Если сейчас мир "не-я" и состояние "не-хорошо", когда мама не пришла сразу или оставила больше обычного одного, - тогда есть возможности поизучать,что вокруг, обнаружить свои ноги, игрушки рядом, подползти к чему-то, дотянуться, потрогать. Таким образом: "в идеале" было бы уместно предложить, что некий баланс поддерживается между откликаемостью и "отсутствием" , что в свою очередь помогает развитию исследования окружающего.
ПС. Период, когда опыт не связан со словами - символами, обозначающими тот или иной опыт, предметы и явления, называется довербальным.
2) Когда-то позже мы научились распознавать голод, жажду, зуд,, температуру, давление, вибрацию, боль... Мы научились идентифицировать и называть,что то, что происходит так и так называется, например, жаждой... А это- болью. Когда началось овладение речью и символизацией.
2а) мы учились этому будучи маленькими детьми с помощью взрослого рядом: в семье, потом в школе. Когда с помощью Другого рядом мы связывали ощущения с определенным словом (названием). Другой мог быть взрослым, книгой, другим ребенком.. в общем всем тем, откуда поступала информация и "забиралась" себе.
2б) мы учились назвать так и ощущения и чувства...
3) Когда-то мы научились дифференцировать (различать), что это что-то, что я ощущаю вот где-то тут - это не давление, это боль. Научились отличать одно ощущение от другого. Или что вот это чувствую - это злюсь, а это: радуюсь.
3а) мы также учились этому будучи маленькими с помощью взрослого рядом. Когда взрослый кто-то, видя наблюдаемые реакции, говорил, например ("в идеале"): "ты вероятно расстроен счас", или "ты злишься сейчас?" А ещё наш собственный опыт среди одноклассников, в разных ситуациях, учил нас различать, что состояния бывают разные, кто-то мог делиться тем, что переживает с другом и открывать для себя название "явления"/ощущения в ходе обсуждения этого.
4) Когда-то мы научились находить взаимосвязь ощущения и тем, чем оно было вызвано: например, мне больно где-то тут, потому что за миллисекунду (?) до этого я ударилась.
4а) то есть мы называли что-то происходящее в нас (через обратную связь и называние этого другим сначала), потом начали замечать самостоятельно связь с тем, что предшествовало ощущению или эмоции.
5) Мы научились что-то делать в связи с тем, что ощущаем/чувствуем.. Сначала "пародируя" взрослым , примеряя на себя их способ выражения какого-то состояния. При этом какие-то реакции (рефлекторное одергивание руки или поворот головы в сторону громкого звука и т.д) у нас срабатывали автоматически. . Какие-то дейстивя мы пробовали, тестировали и присваивали (включали в арсенал своей моторной памяти): например: выражение лица при боли, действия при радости.
"Зеркальные нейроны" помогали нам, наблюдая какое-то поведение у взрослого , перенимать этот опыт себе: мы научались определенной мимике и жестам при той или иной эмоции.
6) Когда-то мы также научились анализировать взаимосвязи и формулировать выводы и смыслы, которые сконфигурирует наши знания о случившемся или прожитом и поведение в будущем.
Например (утрирую), пример детский: если этот предмет горячий и я обожглась об него, почувствовала боль, в следующий раз не буду трогать его, когда он горячий. Или я могу получить обратную эмоциональную или словесную связь от родителя: что я "какая-то" в виду того, что произошло, и если меня это ранило, причинило "нехорошо", я буду стараться какое-то поведение не повторять, чтобы не сталкиваться с реакцией родителя, которую до этого получила и об которую ранилась.
Пример взрослый: сли я часто ударюсь об острые углы, могу связать это с тем, что дома много мебели с острыми углами и могу решить повлиять на внешнее и заменить мебель с острыми углами на мебель с закругленными краями или я могу обнаружить, размышляя, что зачастую в спешке куда-то тороплюсь, на высокой скорости и не замечаю предметов вблизи и могу решить повлиять на внутреннее: стараться внимательнее обходить острые углы (как источник удара), замедлять скорость.
Наверное, вы заметили, что я разделила влияние на внешнее и внутреннее для примера из взрослого состояния, а не сделала это для примера детского.
Потому что ребенок зависим полностью от своих опекунов, и как бы в этом смысле во много сложно говорить о полноценном влиянии на внешние обстоятельства, когда ответственность за ребёнка на взрослых. Зависит от воспитания и конкретной семьи то, как будет ответственность делегироваться ребенку, в какой форме и как быстро, сколько и когда....
-------------------------------
ИТОГО
О чем это я написала: некоторую последовательную динамику /развитие нашего целостностого восприятия на явления внутри или вне нас, которые включают:
ощущения
чувства
мысли /рассуждения/смыслы/убеждения: когниции
поведение: то, что мы делаем.
Я попробовала описать эту динамику с младенчества, так как считаю, что понять, как мы научаемся что-то определять внутри и вне себя, можно в связке с тем, как это работает с самого начала.
Что дают эти знания?
мы можем понять, как устроен процесс. Как это обычно происходит, появляется ясность, что влияет, важность окружения и тех, у кого мы учимся;
мы также можем понять, что теми способами, которые мы использовали в детстве, когда -то тогда, мы можем пользоваться как инструментом и "воскресить" из нашей памяти для того, чтобы:
вернуться к более полноценному ощущению своих телесных сигналов (если это по какой-то причине было не развито, не сформировано);
научаться у других, рядом с другими распознаванию, называнию эмоций, исследованию чувств.. если арсенал по какой-то причине незначительный, или есть сложности в дифференцировке тех или иных эмоций;
научаться понимать, рассуждать, анализировать и находить взаимосвязи между нашими ощущениями, чувствами и тем, что происходит/происходило вокруг , внутри меня, в моих отношениях. Какой смысл и значение того, что я испытываю для меня несёт та или иная эмоция;
научаться действовать, предпринимать шаги и действия для удовлетворения своих потребностей, для выражения своего состояния, разрядки. Делать, давая внутреннему циклу своего эмоционального опыта находить более полное завершение Когда организм не "застревает", не зависает на чем-то одном, а перетекает, плывет, в потоке жизни .
По сути я вам описала формулу целостности:
ОЩУЩЕНИЯ, ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ДЕЙСТВИЕ.
Буду рада вашим откликам, обратным связям, рассуждениям на эту тему
© Т.Г. Райман, 2022. Все права защищены. Цитирование/копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования